С самого начала теория эволюции оказалась ареной острой борьбы идей, в которой дарвинизму с самого начала стали противопоставлять неоламаркизм или подменять его социал-дарвинизмом.
В неоламаркизме различают психоламаркизм и механоламар-кизм. Пси-холамаркисты в качестве главного фактора эволюции называли психику. По их мысли эволюцию определяет выработка привычек к новым действиям, посте-пенное превращение сознательных актов в автоматизм. Психоламаркисты от-рицали естественный отбор и считали, что наследственность — это память, ко-торая запечатлевает все воздействия внешней среды, воспроизводящиеся в по-следующих поколениях в адекватной форме. Механоламаркис-ты полагали, что в основе эволюции лежит переход материи от недифференцированного состоя-ния в дифференцированное. Находясь в состоянии взаимодействия, организм и среда стремятся к равновесию, которое часто нарушается под воздействием факторов среды. Равновесие восстанавливается прямым уравновешиванием в результате непосредственного приспособления и косвенным уравновешивани-ем через естественный отбор. Все неоламаркисты считали органическую целе-сообразность свойством организмов, данным изначально.
В XIX в. возник и перешел в XX в. социал-дарвинизм, основателем кото-рого был Э. Геккель, много сделавший для защиты и пропаганды дарвинизма. Однако в трактовке эволюции Э. Геккель и другие социал-дарвинисты отступа-ли к Ламарку, признавая на равных условиях отбор и прямое приспособление на основе унаследования полезных признаков. В то же время они стремились использовать биологические закономерности для объяснения закономерностей развития общества. Главным двигателем общественного развития они считали борьбу за существование и естественный отбор. На основе естественного отбо-ра они пытались обосновать возникновение классов и классового общества, объяснить низкий жизненный уровень народов колоний (теперь развивающихся стран) биологическими причинами. В новейшее время социал-дарвинизм слил-ся с евгеникой, в частности, с той ее частью, в рамках которой предлагается пе-рестроить геном человека. Однако большинство биологов отрицает социал-дарвинизм, так же как и евгенические программы перестройки генома человека.
С самого начала своего возникновения дарвинизм встретил неприязнь ка-толической церкви, которая на длительный период времени превратилась в от-рицание этой церковью эволюции. Больше того, эволюция отрицалась креацио-низмом, а сейчас отрицается «научным» креационизмом. Однако под напором фактических данных католическая церковь в последнее время вынуждена была изменить свое отношение к теории эволюции. В октябре 1996 г. в обращении к Папской академии наук папа римский Иоанн Павел II заявил, что сейчас в пользу теории эволюции так много данных, что их нельзя больше- игнориро-вать. В частности, папа отметил, что сейчас экспериментальные науки описы-вают и измеряют с возра-стающейся прецизионностью многочисленные прояв-ления жизни, объясняя их в эволюционной шкале времени, и что теория эволю-ции есть «...более, чем только теория». Этим заявлением завершается длитель-ный спор католической церкви со сторонниками эволюции в пользу последней. Поскольку «научный» креационизм имел поддержку со стороны католической церкви, то заявление ее главы значительно ослабило положение «научных» креационистов.