переход к гибкой экологической политикеЕстественной реакцией на неудачи с реализацией концепции Ё-ып поиск путей перехода к гибкой политике, сочетающей в себе административные экономические методы государственного регули¬рования с постоянно возрастающими государственными расходами, различными каналами государственной помощи, компенсируняцей и амортизирующей бремя экологических инвестиций. Упор в достижении экологических целей был сделан на сле¬дующие административные средства воздействия: - ужесточение стандартов и нормативов на качество про¬дукции и окружающей среды; - использование экологической экспертизы производствен¬ных проектов для контроля за их размещением; - соглашения, заключаемые местными органами власти о контроле за загрязнением; - системы арбитража экологических конфликтов; - природоохранительные программы всех уровней (нацио¬нальный, региональный, префектурный, муниципальный). Широкое распространение получило судебное преследование нарушителей, опирающееся на закон об охране воздуха 1958 г. и закон об охране вод 1970 г., предусматривавшими не только ад¬министративную, но и уголовную ответственность за загрязнение среды. Аналогичным образом была предусмотрена уголовная ответс¬твенность и в других странах. Так, в США имели место случаи, когда общий срок заключения составлял у отдельных подсудимых по судебным делам, относящимся к экологии, более 90 лет, а уровень штрафа - до 100 тыс. долл. Однако в Японии экологичес¬кие нормативы были наиболее строгими. Одновременно и в Японии, и во многих других странах рас¬ширилась сеть служб контроля за выполнением нормативов, осо¬бенно по таким веществам, как окись углерода, взвеси, окислы серы, окислы азота, углеводы и оксиданты, соединения хлора и биологически активных веществ. За 70-е годы в Японии деятель¬ность таких служб распространилась практически на всю террито¬рию страны; особое внимание уделялось состоянию экологии горо¬дов. водоемов, а также морского побережья. Государство приступило к развертыванию различных экологи¬ческих исследований и НИОКР в области природопользования. Го~ сударственное финансирование охватило такие проблемы, как обоснование и совершенствование нормативной базы параметров окружающей среды, восстановление возобновляемых природных ре¬сурсов, уничтожение наиболее опасных промышленных отходов (в первую очередь, радиоактивных), разработка наиболее эффектив¬ных методов экологического наблюдения. Помимо появления возможностей кардинального повышения оперативного характера экспертизы, её обоснованности произошло ещё и снижение удельных затрат на её проведение, хотя масштабы её использования расширились. Благодаря поддержке государства экспертиза распространилась практически на все объекты, оказы-вающие сколько-нибудь значительное воздействие на среду. Затраты на проведение экологической экспертизы только строительными компаниями выросли к концу 80-х годов до 17,4 млрд. йен. Наибольший рост наблюдался Б 1985 г. и составил 67,8%. Внутренний рынок Японии по экологической экспертизе в 1990 г. составлял 40 - 50 млрд. йен. Государство постепенно утверждало принцип компенсацион" ности за причиняемый ущерб экологии, сочетающийся со стимули¬рованием перехода предприятий на экологически чистые техноло¬гии. Понимая, что достижение экологически чистого производства требует кредитных средств и времени, государство шло на такие меры как например, поэтапное повышение экологических нормати¬вов для предприятий, а также "свободный" выбор предприятиями метолов контроля загрязнения. Вместо дорогостоящего тотального контроля своих отходов предприятиям разрешалось концентрировать деятельность на наи¬более характерных для его производства загрязняющих веществах. Предполагалось, что сэкономленные при таком контроле средства будут направляться на внедрение новых технологий. Наибольшее распространение метод "свободного" выбора контроля получил в США. В качестве полуадминистративных, полуэкономических мер воздействия государства на предприятия-загрязнители в практику охраны окружающей среды в Японии была введена такая мера, как система экологических платежей. Платежи взыскивались в качест¬ве дополнительных налогов с. потребителей ресурсов или предпри¬ятий-загрязнителей на покрытие расходов по административным природоохранительным программам. После принятия японским правительством в 1973 г. решения о выплате компенсаций населению, проживающему в районах с вы¬сокой степенью загрязнения воздуха (41 район), по стране был установлен налог на основные источники выбросов серы - промыш¬ленные предприятия и автомобильный транспорт для покрытия ком-пе?нсационных выплат населению и других статей расходов здраво¬охранительной программы. Проведение природоохранных мер в уголках дикой природы и национальных парках сопровождалось получением платежей с ее посетителей в размерах сумм, компенсирующих основные затраты. Для этом применялись такие меры, как выплаты компенсаций вла¬дельцам участков в национальных парках за неиспользование их в хозяйственных целях. Распространение получила практика покупки местными приро¬доохранными организациями и местными органами власти отдельных участков дикой природы, где планировалось сооружение того или иного хозяйственного проекта. В 1983 г. на покупку городских участков под у с т р о й с т в о зеленых зон было истрачено 1 трлн. йен. В связи с реализацией программы "возрождения городов" был повышен налог на покупку сельскохозяйственных земель в окрест¬ностях городов под жилищное и промышленное строительство. Здесь уместно вспомнить, что в 60-е годы в Японии вводился на¬лог, ускоряющий продажу сельскохозяйственных земель под про¬мышленное строительство. Поставив ЗАдачу догнать развитые страны по обеспеченности территории современными инфраструктурными сооружениями, Япония в конце 70-х годов приступила к реализации дорогостоящих прог¬рамм водоочистки. За 1979 - 2000 гг. предполагалось истратить 40-160 трлн. иен на строительство водоочистных систем. Для покрытия инвестиций частично использовались платежи с населе¬ния, которые составили около 1,6% от общей стоимости работ. Система платежей с потребителей данного вида услуг действовала только в 1933 г. в 349 городах. Кроме того местные органы власти получали на эту программу платежи с предприятий черной металлургии и энергетики в виде налога на загрязнение в разме¬ре 20,4 млрд. йен. К названному типу платежей тесно примыкают надбавки к налогам на виды деятельности или виды товаров, представляющих повышенную опасность для окружающей среды. В государственном регулировании охраны окружающей среды Японии государственные стимулирующие субсидии и льготы играют н а м н о г о большую роль, чем к о с в е н н о е налогообложение. Общая структура расходов на охрану окружающей среды Япо¬нии представлена в таблице 2 (см. приложение). Для предприятий, устанавливающих экологичное оборудование и современные очистные сооружения, основными прямыми формами льгот служат сниженные ставки налогов с центральных и местных бюджетов, а также предоставление прав на ускорение амортиза¬ции. Доля такой помощи государства составляет в Японии около 2,6% от капитальных вложений в охрану среды, что в целом ниже, чем в большинстве других развитых капиталистических: стран (Норвегия - 14%, ФРГ - 9, Швеция - 5, США -4,5%). Однако в Японии очень сильно развита косвенная поддержка государством мероприятий по охране окружающей среды, в частности, через це¬левые низкопроцентные займы, а также через снижение нормативов по загрязняющим веществам. Так, ранее упомянутое снижение стандартов н а о к и с л ы а з о т а 19 7 8 г . п р и н е с л о м е т а л л у р г и ч е с к и м , химическим и автомобильным компаниям Японии 388 млрд. иен при¬были. С учетом косвенной поддержки общие объемы государствен¬ной помощи фирмам в охрану природы достигают, по некоторым оценкам, 30% капиталовложений в охрану Среды.
|