Если же допустить, что города отчасти сохранятся, то встает вопрос об уязвимости таких систем — и способности человека управлять ими — в условиях гигантских нарушений их структуры, вызванных войной. Исследования поведения человека при различных стихийных бедствиях показывают, что операции по спасению и оказанию чрезвычайной помощи, эвакуации и восстановлению осуществляются в основном общественными организациями, которые и в критических ситуациях способны сохранять свою структуру, принимать эвакуированных и обеспечивать им определенную помощь извне. Однако массовые разрушения, вызванные широкомасштабной ядерной войной, могут воспрепятствовать, эвакуации пострадавших, а оказание помощи извне станет просто невозможным. Сложно будет справиться и с тушением пожаров. Чрезвычайно трудно будет вести восстановительные работы в районах, зараженных радиацией. Местные и государственные органы власти потеряют способность обеспечивать безопасность населения, работу транспорта и распределение продовольствия. Положение усугубится разрушением или даже полным уничтожением систем связи. За всю историю человечества ни одно общество не переживало катастрофы такого типа и масштаба, поэтому предсказания, касающиеся социальной сферы и основанные на опыте прошлого, имеют весьма гипотетический характер. Еще более проблематично воздействие на общество климатических изменений, которые могут последовать за ядерной войной. Помимо проблем, рассмотренных в этой главе, существенную роль сыграют физические и биологические факторы — понижение температуры, ослабление солнечного света, уменьшение количества осадков (о чем подробно говорилось в предыдущих главах) и связанное с ними разрушение экологических систем и сельскохозяйственного производства. Все это может радикально изменить социальную организацию как общества в целом, так и самого человека.