Ешё один аспект этнической экологии — традиционная медицинская культура, точнее, культура сохранения здоровья и жизнеспособности этноса.
медицинская экологияСанитарно-гигиенические традиции разных народов экологически оправданны и целесообразны, хотя и непривычны для людей иной культуры. Все народы следят за чистотой тела. Этому служит не только омовение, но, в условиях недостатка воды, и натирание тела песком, цветными глинами, нанесение на волосы глины, смешанной со смолами или навозом для борьбы с паразитами. В целях профилактики лёгочных заболеваний эскимосы, чукчи и другие народы, живущие в полярных областях, натирают грудь жиром. Сурмление век у южных и восточных народов имеет не только косметическую, но и профилактическую цель — предохранение от трахомы, частой из-за песчаных бурь. Саморегуляция, стимуляция природных сил организма достигается определёнными режимами труда и отдыха, аутотренингом, традиционными видами гимнастики (хатха-йога, китайская «статичная» гимнастика, кулачные бои на Руси, конные состязания кочевников и т. п.). Значительную роль также играют тепловые и водные процедуры (свои парные бани создали русские — каменки с мокрым паром; скандинавы — с сухим паром; турки и арабы — серные; японцы — горячие бани-бочки), различные виды массажа (баня с веником у славян, мужской массаж в турецких банях, китайский точечный массаж и др.). Изготовлялись и тонизирующие напитки -- сбитень на Руси, чай в Китае, кофе в Эфиопии, какао в Центральной Америке. Применение в малых дозах наркотических вешеств (гашиш, конопля, опиум, отвар мухомора и др.) изначально преследовало те же цели, хотя избыточное их потребление, напротив, разрушает организм. В качестве и стимулирующих, и анестезирующих средств использовались алкогольные напитки. Но следует заметить, что все традиционные напитки были слабоалкогольными (русская медовуха, эфиопский тедж, пиво европейских народов). Наконец, есть и традиционная народная медицина. Путём проб и ошибок вырабатывались навыки и бытовой медицины, когда каждый был сам себе врач, и профессиональной, которой занимались знахари и шаманы. Последние широко использовали как сложные лекарственные составы (растительного, животного, минерального происхождения), так и гипнотические приёмы лечения и анестезии (монотонные, заунывные песнопения, бой бубнов и барабанов, окуривание). Существовала даже своеобразная психотерапия, которая была тесно связана с верой в магию и эмоциональным воздействием музыки и танцев. Известно, что и ныне психические заболевания в Африке южнее Сахары излечиваются местными знахарями успешнее, чем врачами.
Принадлежности целителя из Южной Африки. Горшки с целебным зельем забрызганы овечьей кровью - это должно увеличить силу снадобья. Не менее 10 тыс. видов растений применяются разными народами в качестве лекарственных. Колоссальный народный опыт широко использовался врачами древности (вспомним хотя бы Галена и Авиценну), но по мере накопления научных знаний и развития сначала алхимии и химии, а затем и фармацевтической промышленности он оказался если не отброшен, то отодвинут на задний план. И лишь в последние годы возрос интерес к традиционной народной медицине.
|