государственное програмированиеOбобщающей формой регулирования мероприятий по охране среды, опирающейся на все перечисленные выше формы, служит государственное программирование. В Японии действуют региональные экологические программы для 25% территории страны. Характерно, что по многим из них цели и размеры субсидий определя-ются в центральных органах. Только в начале 80-х годов стои¬мость наиболее крупной из таких программ (для Токио, Осака и других основных агломераций) составляла 8,5 млрд. йен. В райо¬ны приоритетного контроля, утвержденные правительством, попа¬дает основная часть кредитов промышленным компаниям и муници¬палитетам . В 30-х - начале 90-х гг. экологическое планирование и уп-равпение все больше смещалось от Центра к территориальному упаравлению. Финансирование программ также в значительной степени перешло в компетенцию местного государственного управления. Впрочем, это общая тенденция для всех направлений государс¬твенного планирования и регулирования большинства капиталистических стран 80-х годов. Экологические программы создаются во всех населенных пунктах, даже небольших. Главным содержанием таких программ являются комплексы мер совершенствования контроля за соблюдением нормативов охраны среды и детализация нормативов для местных условий. Кроме того, программы содержат перечни наибо¬лее актуальных экологических целей, учитывающих перспективы социально-зкономического развития территории. Так, по прогно¬зам, к 2000 г. в Токийской экономической зоне загрязнение воз¬духа может возрасти на 40-60%, и поэтому уже сейчас создается комплексная программа противодействия данному негативному явлению . Экологические аспекты занимают существенное место в тер¬риториальном планировании. Проблемы урбанизации, транспортной инфраструктурыи, самое главное, размещения производительных сил неотделимы в настоящее время от экологии территории. Поэ¬тому почти каждая территориальная программа включает в себя элементы прогнозирования развития с учетом особенностей рель¬ефа, ветрового режима, состояния вод в качестве ограничителей для расширения производства и нового жилищного строительства. Уже более 20 лет Япония осуществляет целевые мероприятия по разгрузке основных агломераций. В региональных программах развития все большую роль игра¬ют оценки экологической продуктивности. Такие оценки разрабатываются Министерством сельского и лесного хозяйства. В целом по Японии: леса производят экологические услуги на сумму 24 трлн. иен, а аграрные экосистемы - 12,1 трлн. иен. Их традици¬онная продукция составляет соответственно 10,2 трлн. и 1,6 трлн. иен в год. Ведется разработкамоделей эколого - экономического развития регионов. К концу 30-х годов такие модели уже были созданы для районов Внутреннего моря и Токийской зоны. Центральное планирование развития страны включает гло-бальные вопросы экологиии : во-первых,воздействие экологических факторов на экономический рост и структуру экономики и, во-вторых, участие в международном экологическом сотрудничест¬ве. Известно, что экологическая ситуация может воздействовать на экономику двояко - сдерживая и стимулируя ее развитие. В планировании учитываются последствия, например, повышения кон¬курентоспособности японской продукции на мировом рынке вследс¬твие повышения ее экологичности. Этот фактор уже сыграл в 80-е гг. позитивную роль в расширении экспорта Японией автомобилей и в конечном счете в улучшении общих экономических показателей развития страны. Экологические инвестиции стимулируют совокупный спрос, что также ведет к ускорению темпов роста и, что немаловажно, к росту занятости. Этот неокейнсианский постулат широко поддер¬живается в правительственных кругах Японии последние два деся-тилетия. Практическим следствием этой поддержки стало постоян¬ное наращивание государственных расходов на охрану окружающей среды и стимулирование аналогичных частных инвестиций и расхо¬дов. Примерно 5% этих вложений в 80-е гг. ушло на охрану вод, 20 - на охрану воздуха и 11% - на переработку отходов.
|