перемена отношения к проблемам экологии
Переломным в охране окружающей среды в капиталистических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда надви¬гавшийся мировой экономический и топливно-энергетический кри¬зис обнажил гибельность для цивилизации прежнего потребитель¬ского отношения к экологии. Практически полностью исчерпал се¬бя прежний индустриальный экстенсивный, экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов, одновременно очередная волна НТП предоставила человечеству возможность пе¬рейти к качественно новому типу экономического развития в ус-ловиях кардинально более высоких требований к состоянию окру¬жающей среды. В 70-е годы произошло изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости для общества. Разрозненные выступления групп населения против виновников промышленного загрязнения сменило массовое общественное движение "зеленых". В сознание населения активно проникло понимание того, что нор¬мальное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной человеческой дея¬тельности. Человеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экологическая комфортность, благоустро¬енность окружающей среды. Население все более определенно выс¬казывает нежелание оплачивать свое материальное благосостояние тем или иным видом экологического ущерба. Под воздействием острых кризисных явлении в 70-е годы в Японии, как и в других ведущих капиталистических странах, сло¬жилась устойчивая государственная экологическая политика. На смену отдельных, нередко разрозненных мер государства по борь¬бе с: загрязнениями пришла комплексная многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила всестороннее организационное и правовое оформление. К началу 70-х годов в Японии уже были приняты основные законодательные акты по охране окружающей среды. Аналогичный процесс законотворчества охватил тогда практически все разви¬тые капиталистические страны (см. приложение, табл. 1). Объек¬тами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружа¬ющей среды - воздух, вола, почва, а с другой - наиболее расп¬ространенные виды промышленных и прочих отходов, вызывающих загрязнение. Организационная структура охраны среды в Японии следую¬щая: Управление по окружающей среде, местные государственные п р ирод о о х р а н н ы е органы, а также с. т р у к туры управления, создан¬ные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об уп¬равляющих в области охраны среды 1973 г. Заметим, что числен¬ность таких управляющих на предприятиях страны в 1937 г. сос¬тавила 20,6 тыс. человек. В Японии действует также экологичес¬кая полиция. Организационная структура охраны окружающей среды Японии имеет много аналогий с природоохранной структурой в большинс-тве развитых стран. В рамках этой структуры осуществляется paзработка и реализация целевых комплексных программ регупиро-вания природопользования; предупреждение нежелательных эколо¬гических последствий хозяйственной деятельности; организация НИОКР; содействие в подготовке специалистов; информационное обеспечение; международное сотрудничество в области охраны среды. В задачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защиты от стихийных бедствий. В Японии в них входят - центральный совет защиты от бедствий, Управление национальной территории при премьер-министре. Советы защиты от бедствий в префектурах. Японии раньше других стран (в 1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых Химических веществ. С 1988 г. действует и За¬кон об общей экологической экспертизе. Резкое обострение проблем загрязнения среды в Японии пер¬воначально выдвинуло на передний план требования о необходи¬мости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регулирования, во-вторых, финансовые и прочие расходы за заг-рязнение возложить полностью на фирмы-загрязнители. Такие фирмы и фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия че¬рез систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды. Подобное же отношение к обеспечению охраны окружающей среды существовало и в общественных кругах "зеленой ориента¬ции", которые требовали, чтобы промышленные компании несли ос¬новное бремя расходов — слишком очевидна была их негативная роль в ухудшении экологической обстановки в стране. Считалось, что перенесение издержек, связанных с охраной и восстановлением среды, на цены продукции может стать частью механизма включения экологических издержек в структуру рынка. Широкому использованию такого подхода к охране среды прямо способствовал закон 1970 г. о контроле за отходами, установив¬ший ответственность фирмы за обезвреживание собственных отхо¬дов. Практически все такие расходы стали вменяться в обязан¬ность фирмам-загрязнителям. НИОКР по экологически чистым тех-нологиям, очистные сооружения, наконец, затраты на экологичес¬кую экспертизу почти полностью перекладывались на бюджеты та¬ких фирм. Характерно, что только затраты на экспертизу увели¬чивали стоимость хозяйственных проектов в среднем на 1—2%. Однако эта, казалось бы, очевидная часть концепции охраны окружающей среды быстро показала свою несостоятельность. Предприятия-загрязнители оказывались на грани финансового кра¬ха из—з:а непосильных экологических расходов.
|