До недавнего времени управление социоприродной экосистемой
осуществлялось в интересах только человеческого общества, что привело бы к
глобальному нарушению экологического равновесия и обозначило катастрофу для
человечества. Целям новой стратегии для оздоровления системы служит, в
частности, экологический менеджмент.
Само управление состоит из оценки состояния ОС, контроля
изменения ее параметров, прогноза, принятия решений, их реализации через
производственные структуры с помощью структур управления .
Безопасное управление природными процессами предполагает
контроль качества среды обитания. Уровень экологического контроля зависит от
экономического и культурного развития общества. Чем более развито общество, тем
эффективнее реализуются процессы социально-экологического управления средой
обитания.
Социально-экологическому контролю подлежат все компоненты
системы «природа–человек».
Особенность иерархических систем управления заключается в
том, что информация о состоянии объекта контроля может быть получена лишь с
нижних уровней управляемой системы. А это предопределяет особые (основанные на
доверии) отношения между контролирующей и управляющей системами и системой производства.
Отсюда концепция современных информационно-управляющих природоохранных систем
основывается на знании законов саморегуляции природных систем, на знании
возможного предела вмешательства человека в эти саморегулируемые системы, за
которым – необратимые катастрофические последствия.
Основные требования к проведению экологического контроля:
·
гарантия достижения природоохранной цели путем
выявления отклонений от нормативных значений контролируемых величин: атмосферы,
гидросферы, почвы, выбросов промышленных предприятий и т.д. Превентивная
ориентация контроля;
·
отражение в планах производства природоохранной
деятельности предприятий;
·
эффективность организационной структуры контроля
защиты ОС;
·
индивидуальный подход к контролю: методы
контроля должны быть понятны руководителю предприятия, рядовому работнику и
контролеру;
·
прогноз изменения состояния среды обитания,
выделение признаков приближения ее к опасному состоянию, контроль за
критическими состояниями среды: залповыми выбросами, аварийными ситуациями по
состоянию ОС и т.д.
·
работа по выходу из аварийной или стихийной
ситуации, ликвидация возможности развития чрезвычайной ситуации из-за
накопленных радиоактивных веществ, химического оружия, устаревших технологий и
т.д.
Среди способов контроля различают: прямой непосредственный контроль за состоянием ОС с
использованием технических средств по отслеживанию физических, химических,
биологических параметров и факторов загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы.
Для оценки состояния ОС пользуются методом биоиндикации.
При этом используется высокая чувствительность некоторых живых организмов к
загрязнению, например, хорошими индикаторами загрязнения являются мхи,
лишайники и водоросли.
Косвенный способ
контроля заключается в использовании законодательных и административных рычагов
управления.
Контроль может быть ручным, когда наблюдения за изменением
ОС осуществляются вручную, или автоматическим, когда контроль за изменением ОС
осуществляется в автоматическом режиме. Среди типовых автоматизированных систем
контроля имеются системы контроля загрязнений атмосферы (АНКОС-АГ) и воды
(АНКОС-ВГ).
По способу анализа
контроль может быть прямым и дистанционным. В отличие от прямого дистанционный
метод анализа состояния ОС предусматривает бесконтактный процесс получения
информации с помощью аэрофотосъемки или космической съемки.
Поскольку экологическая оценка имеет много
неопределенностей, то полезна экспертная
оценка состояния ОС; она применяется в сложных и критических условиях. Это
прерогатива специалистов-экспертов высокого класса, принимающих на себя
ответственность в принятии решений в сложных экологических ситуациях.
Правовое обеспечение
контроля состоит в выполнении законов по обеспечению сохранности ОС, а
также норм правового регулирования использования воды, воздуха, почвы, недр и
т.д. Сюда включается лицензионное право организаций на вылов рыбы, отстрел
животных, вырубку леса, добычу полезных ископаемых и т.д.
Технологический
контроль связан с соблюдением технологического режима производства, который
регулируется нормами и требованиями по обеспечению экологической безопасности
среды производства и продукции. Отвечают за технологическое обеспечение
производства руководитель предприятия, главный инженер, технолог и
эколог-менеджер. Нарушение технологического режима и регламента производства в
погоне за прибылью – обычное явление при залповых выбросах и создании аварийной
ситуации на вредных производствах.
Экономический контроль
ОС заключается в предпочтении экологически чистого производства и продукта.
Налоговый прессинг должен возрастать по отношению к вредному производству и
вредному продукту.
Для снижения давления на ОС применяются информационные,
предупредительные и карательные методы. Информационные
включают мониторинг изменения параметров ОС, предупредительные – различные виды экологической экспертизы,
административно-правовые – экостандарты, разрешения, лицензии и т.д., административно-предупредительные –
проверку деятельности объектов возможного загрязнения, экологический аудит и
т.д., карательные – различные формы
пресечения (от закрытия предприятия до уголовного преследования виновных),
экономические и финансовые меры воздействия.
К информационному
обеспечению экологических проблем относятся сбор, обработка, анализ, синтез
данных, построение моделей, создание баз данных для пользователей. Первичная
экологическая информация собирается с помощью измерительных средств в процессе
научно-практической деятельности. Эта информация обладает наивысшей прикладной
ценностью. Вторичная информация – результат переработки первичной для
дальнейшего использования в экологическом моделировании, мониторинге и
экспертизе. Третичная информация является результатом переработки вторичной для
предоставления потребителю для последующего принятия решений.
Экологическое
моделирование занимается изучением экологических объектов и процессов на их
моделях для расчета поведения человека в стационарно-изменяющихся условиях ОС,
а также для выработки рекомендаций по координированию форм и масштабов
хозяйственной деятельности с изменяющимися условиями среды.
Экологический
мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей
природной среды и экологических систем, в том числе и находящихся в условиях
антропогенных воздействий. Экологический мониторинг состоит из следующих
ступеней: биологический мониторинг отслеживает связь в изменениях ОС с
состоянием организмов биоты, в том числе и человека, особое значение придается
учету канцерогенных и мутагенных факторов; геоэкологический
(природно-хозяйственный) мониторинг обеспечивает наблюдение за природными
экосистемами, агробиотой и индустриальными системами; методы этой ступени
мониторинга должны определять способность ОС к самовосстановлению,
биопродуктивности экосистем и различные ПДК, контроль обеспечивается сетью
контрольных пунктов наблюдений и полигонов; биосферный мониторинг отслеживает
изменения в биосфере, вызванные антропогенными воздействиями.
В России программа фонового экологического мониторинга
осуществляется в ряде биосферных заповедников (Астраханский, Воронежский,
Ильменский, Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихоте-Алинский) и на
кораблях Госкомгидромета.
Целью экологической
экспертизы является превентивный контроль экологической безопасности,
осуществление государственного контроля в области охраны ОС и рационального использования
природных ресурсов. Эти функции делегированы государством Министерству
природных ресурсов РФ, Государственному комитету РФ по охране окружающей среды
и их территориальным органам соответствующими законами РФ.
Заключение экспертной
комиссии обязательно для всех юридических лиц и граждан, деятельность
которых связана с воздействием на окружающую природную среду, с
природопользованием и т.д. Положительное заключение экспертной комиссии
является одним из обязательных документов для открытия финансирования и
кредитования реализации объекта.
Объектами государственной экологической экспертизы являются:
·
предпроектные материалы по развитию и размещению
производительных сил и отраслей народного хозяйства;
·
проекты целевых федеральных
социально-экономических и научно-технических программ, связанных с воздействием
на ОС;
·
проекты федеральных комплексных схем охраны и
использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;
·
материалы экологического обследования территории
для придания им статуса особо охраняемого природного объекта;
·
ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию,
развитие, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения,
осуществление которых может нанести вред ОС;
проекты нормативно-технической и
инструктивно-методической документации в части охраны ОС и рационального
природопользования, регламентирующих хозяйственную деятельность