Теория классификации антропогенных экологических катастроф
Антропогенные экологические катастрофы (АЭК)
- это катастрофы вызваны человеком и его не взвешенной деятельностью, которая
заканчивается аварией, значительными изменениями
окружающего среды и обусловливают паталогическиеизменения
в организме человека. За скоростью развития АЕКделятся
на: медленные(обусловленные
накоплениям вредных веществ в организме человека со следующим
обострением хронических заболеваний и смертью); быстрые
(развиваются на протяжении приблизительно 6 часов) и мгновенные
(при которых
люди гибнут за срок до 1 часа).
В зависимости от количества погибших АЭКразделяют
на мелкие
(гибель не больше десяти людей! большие (гибель больше десяти людей). АЭК могут быть неумышленные (случайные)
и намеренные(уничтожение
природы с целью лишить противника
свободы передвижения,
местных источников пищи, воды и т.п.). Приведенная градация необходимая,
поскольку потери приходится оценивать не только цифрами, а и словами.
Чрезвычайные техногенные ситуации это аварии и катастрофы. Авария
- опасное
событие техногенного характера, который
создает угрозу жизни и здоровью людей, разрушает и возбуждается
производственный или транспортный процесс и наносит ущерб окружающей среде.
Характерная для потенциально опасных
объектов. Потенциально опасный
объект - это объект, на котором
используются технологии, которые
создают реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий.
Катастрофа - это крупномасштабная авария, которая
приводит к
тяжелым последствиям.
Теория антропогенных и экологических
катастроф (ТАЭК), обусловленных деятельностью человека, не
разработанная. Причиной является отсутствие их научного предусмотрения.
Не подвергается
стабильной оценке человеческийпсихологический
фактор „комплексной
причины" (совокупности негативныхпсихологических,
социальных, экономических и технических факторов, связанных с человеческой
деятельностью). Существующие теории описывают отдельные антропогенные факторы
(например, влияние
алкоголя на водителя), что делает невозможным достоверное
описание ТАЭК
с точки зрения математических теорий. Поэтому отдельные элементы ТАЭК
объясняются теориями случайности или критических
явлений. По мнению аналитиков будущая теория ЛЭК в первую очередь будет
рассматривать психологические,
физиологические и профессиональные особенности человека и его отношениек
окружающей действительности (в том числе и к
экологическому состоянию),
то есть через
цепь многих звеньев взаимообусловленной передачи. Последний будут полагать
базовыми факторами риска.
Технологические катастрофы возникают при
условиях: существование
источника риска (технологического процесса с использованием опасных
веществ и материалов, места захоронения токсичных и промышленных
отходов) и действия
факторов риска (вещества, которые
представляют непосредственную угрозу жизни). Анализ причин чрезвычайных
ситуаций указывает на них общую
черту - периодичность. Выделяются пять стадий (периодов) чрезвычайных ситуаций:
накоплениенегативных
эффектов, которые
приводят к
аварии; период развития катастрофы; экстремальный
период, при которому
выделяется основная судьба энергии;
период затухания; период ликвидации последствий. Особую опасность представляют
предприятия химического, металлургического, нефтегазового и энергетического
комплексов. По подсчетам специалистов на территории России размешивается свыше
1500 химически опасных
объектов. Транспортные аварии и катастрофы
имеют локальное
значение и не сопровождаются существенными экологическими следствиями.
Железнодорожные аварии чаще всего обусловленные:
нарушениями при переводе стрелок, неисправными тормозами, сном машиниста
локомотива, ошибочными восприятиями сигналов, несогласованием
действий с руководителями маневровых работ; неудовлетворительным по состоянию путей
и нарушением
технологии их ремонта;
взрывами и пожарами в поездах, цистернах и рядом с поездом; столкновеньем
поездов на переезде с автотранспортной техникой.