Структурное воздействие охраны окружающей среды многосторонне. Прямое ее влияние на экономику проявляет себя Б ФОрмировании экологического сектора Японии. В него вошли компании по производству очистного и контрольно-измерительного оборудования, фирмы мониторинга, консультативные фирмы, фирмы по проведению экологической экспертизы, подрядные компании по строительству природоохранных объектов, озеленению. Формирование основного парка очистного оборудования происходило в Японии в течение 70-х гг. А к 1.986 г. здесь уже бы по сосредоточено 1600 установок по очистке выбросов от серы, что составляет 80% мирового парка, и более 360 установок по очистке выбросов от азота (90% мирового парка). Производство природоохранного оборудования в Японии отли¬чается стабильностью (см. приложение, табл. 3). К концу 80-х годов затраты на природоохранное оборудование в стране составляли 600 млрд. иен, на производство приборов - 20 млрд, на деятельность по мониторингу - 50 млрд. иен. К 1995 г. ожидается дальнейшее увеличение рынка очистного оборудования в Японии. Рынок оборудования по контролю зa поступлением фреонов в окружающую среду составит, по оценкам, 1 трлн. иен, оборудования по контролю загрязнения воздуха (в том числе по предотвращению потепления климата) — 0,3 трлн., оборудования по предотвращению загрязнения вод (в том числе по охране морской среды) - 1 трлн., оборудования по обезвреживанию отходов (в том числе токсичных) - 0,5 трлн, оборудования по контролю загрязнения асбестом - 1 трлн., по контролю электромагнитного излучения - О ,5 трлн. иен. Даже если прогноз считать завышенным, нужно признать, что в Японии к концу столетия сформируется рынок: глобальных экологических услуг. Экологические факторы стимулируют снижение доли ресурсо -потребляющих отраслей (более чем в 2 раза за последние 15 лет); снижение энергоёмкости (в Японии самый низкий в мире уровень энергоемкости единицы валового национального продукта), а также снижение потребления воды в производстве (в 2,5 раза за 15 лет). Изменение структуры народного хозяйства сказывается на улучшении экологической ситуациивстране . Т а к , по оценкам, имевшее место сокращение в 2 раза в Японии выбросов окислов серы в 1975 - 1980 гг. только на 1/3 было обусловлено увеличением использования очистного оборудования, остальное явилось результатом изменения отраслевой структуры и структуры потребления топлива , а так же зкономией энергии . Аналогичная оценка в области охраны вод показывает, что за счет структурных факторов достигнуто сокращение сбросов практически на половину . Именно поэтому в 30е годы произошла переориентация государственной экологической политик Японии на экологически чистые, ресурсоэкономные производства. В этой связи можно констатировать, что практически все меры планирования и регулирования Японии , воздействующие на структурные изменения, стали играть роль дополнительного регулирования в рамках общей экологической политики государства. Решение собственных экологических проблем в стране зa счет выноса грязных производств зa пределы страны получило широкое распространение в 70-е годы. Однако, естественно, что его использование скоро вызвало обострение противоречий в отношениях Японии со странами, которые принимали у себя такое производство. Большинство этих стран потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление прочих мер по охране окружающей среды. Японские субсидии на эти цепи возросли за 1979 - 1988 гг. с 80 млн до 15,1 млрд иен на безвозмездной основе, а на компенсационной основе - с 8,4 млрд до 57,1 млрд иен. Число проектов Японии по водоснабжению и обезвреживанию отходов в развивающихся странах возросло соответственно в первом случае с 2 до 21, во втором - с 1 до 10. Правительство Японии пришло к пониманию того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране. Помимо финансовой помощи большое значение в международном сотрудничестве имеет опыт и технологии охраны окружающей среды. Они также становятся важным объектом планирования экологического сотрудничества Японии с зарубежными странами. Сама Япония ежегодно сокращает свой вклад в глобальное загрязнение. Так, если в 1930 г. она занимала второе место среди развитых стран по объему поступлений загрязняющих веществ в атмосферу, то в 1988 г. ей удалось передвинуться на седьмое место. Практически решена задача снижения до нормативного уровня окислов серы и соединений азота. Для предотвращения глобального потепления климата Японией планируется в самые кратчайшие сроки значительную часть энергетики перевести на АЭС, численность которых к 2000 г. увеличится дополнительно еще на 100 станций. Опыт Японии наглядно свидетельствует о том, что решающий фактор кардинального снижения загрязнения окружающей среды образуется сменой производственных технологий. Общественные движения "зеленых", борьба с загрязнителями среды, доминирующая часть государственного регулирования в конечном счете выступает дополнительным стимулом скорейшей экологизации производственных процессов. Понимание этого чрезвычайно важно как для новой российской государственной экологической политики, так и российских экологических общественных организаций.