Лекция № 1 Природопользование – является одной из форм эксплуатации природного потенциала и защиты окружающей среды. Природопользование включает: 1. Извлечение и переработку природных ресурсов, их восстановление и возобновление 2. Использование и охрану природной среды 3. Сохранение экологического баланса (равновесия) экосистемы 4. Природопользование – научная дисциплина, которая изучает законы, принципы и методы взаимодействия экоприроды, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Природопользование – это комплексная наука по рационализации использования природных ресурсов, сохранения и защите благоприятных условий для жизни человека. Природопользование как наука изучает закономерность развития эколого-общественных отношений и основных направлений развития природно-охранной деятельности. Объект природопользования, как науки, весь комплекс взаимоотношений между обществом и природой, и соц. - экономическим развитием. Предметом природопользования является оптимизация взаимодействия человека и природы. Задача природопользования, как науки: 1. Исследование 2. Разработка научных и общих принципов, форм и методов осуществления деятельности человека по использованию природных ресурсов, осн. рез. должны стать рекомендации по рационализации использования ресурсов, воспроизводству природных богатств и улучшению природной среды для жизнедеятельности человека. К основным законам природопользования относят: 1. Закон оптимальности 2. Закон внутреннего динамического равновесия экосистем 3. Закон увеличения оборота вовлекаемых природных ресурсов 4. Закон возрастания воздействия общества на окружающую среду 5. Закон снижения эффективности природопользования 6. Закон ограничивающий ресурсы Основные принципы природопользования 1. Принцип системного подхода (системный подход) 2. Принцип оптимизации природопользования 3. Принцип опережения типов заготовки добычи сырья темпами выхода полезной продукции. Реферат Косыгина 1975 г. 4. Принцип платности (за всё надо платить) 5. Принцип приоритетности, охраны жизни и здоровья человека. Обеспечение условий. Суть принципа состоит в том, что он является инструментом отражения и проявления объективного закона госуд. политики, т.е. является тем инструментом учета и реализации объективного закона политики государства. Виды природопользования 1. Общий и специальный п/п (лицензирование и спртификация) 2. Ресурсно-отраслевой Лекция № 2 Природно-ресурсный потенциал России Природные ресурсы и их классификация 1. Природно-ресурсный потенциал России 2. Понятие природного ресурса. Классификация природных ресурсов. 3. Внутривидовая классификация ресурсов Природно-ресурсный потенциал – это совокупность всех видов природных ресурсов, природно-климатических условий, которые находятся в нашем распоряжении. В России дефицит кремния, остальное всё есть. Стоимость природных ресурсов России примерно 3,5 трл.$ Площадь России = 17,1 млн. м², но климатические условия не комфортные . В 45% - температура нормальная, tсреднегодовая = + 10 оС Нефть примерно составляет 13% мировых запасов Газ примерно 1/3 мировых запасов (60%) Ресурсообеспеченность представляет собой соотношение между величиной природных запасов ресурсов и масштабами их использования. Природно-ресурсный потенциал следует разделить на две составляющие: - природные условия - природные ресурсы Природные условия – это совокупность природных факторов, оказывающих воздействие на жизнедеятельность людей. Природные ресурсы – земля, недра, воды. Они являются непосредственными непроизводственными материальными активами. Эти активы наряду с нефинансовыми производственными активами (основные оборотные ср-ва или фонды), а также с нематериальными активами (патенты, авторские права) и финансовыми активами составляют объем национального богатства страны. Природные ресурсы – это компоненты и сила природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве строительства производства (предметов и средства труда) и предметов потребления. Природные ресурсы по своей материальной форме – это объекты и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями. По своему экономическому содержанию – это потребительские стоимости, полезность поторых определяется степенью изученности, уровнем НТП, экономической и социальной целесообразностью использования. Природные ресурсы являются главным объектом природопользования. В процессе использования ресурсы подвержены эксплуатации и последующей переработке. С хозяйственным использованием ПР сопряжена природоохранная деятельность. Ресурс Труд Сырьё Классификация природных ресурсов: 1. Ресурсы классифицируются по происхождению (генезису) Минеральные Водные Климатические Растительные Земельные Животный мир Атмосферное воздействие Ресурсы мирового океана 2. Ресурсы природно-территориального комплекса (85 субъектов РФ) 3. Классификация по видам хозяйственного использования Ресурсы промышленного производства (энергетические и неэнергетические) Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические – тепло, влага), почвоземельные, водные, растительные Рекреационные ресурсы (дома отдыха) 4. Экологическая классификация (исчерпаемые и неисчетпаемые ресурсы) Не возобновимые Возобновимые Относительно возобновимые 5. Классификация по экономической целесообразности, замена ресурсов. Заменимые Незаменимые 6. Ресурсы по степени нужности Любая классификация природных ресурсов в той или иной степени всегда условна, но она необходима для организации эффективного природопользования. Форма собственности на природные ресурсы 1. Государство (по конституции России) 2. Субъекты 3. Муниципальная собственность 4. Частная форма собственности 5. Иные формы собственности Экономический механизм природопользования 1. Сущность, структура, цели, задачи 2. Экономическое стимулирование рационального природопользования 3. Административные методы обеспечения природопользования В современных условиях задача состоит в том, чтобы все рационально использовать в современной практике. Сочетать административные методы с экономическими подходами к решению экологических задач. Если метод административного воздействия исходит из отношения власти и подчинения. Т.е. экономический механизм исходит из материальной заинтересованности предпринимателя выполнять экологическое законодательство. Т.о. сочетание административных и экономических методов позволяет органически соединить общественные (экологические) и личные (экономические) интересы. Под экономическим механизмом природопользования следует понимать систему институтов и методов, позволяющих обеспечивать планирование и финансирование природоохранной деятельности, платежи за использование природных ресурсов и размещение отходов в окружающей среде, предоставлять различные экономические и финансовые квоты в целях более эффективного использования ресурсов, воспроизводства и охраны окружающей среды, обеспечить возмещение экономического и экологического ущерба, вреда здоровью человека, нанесенного неблагоприятной средой. Цель экономического механизма – экономическое регулирование природопользования и охрана природы осуществляется с целью формирования у предпринимателей экономического интереса в соблюдении требований экологического законодательства. Задача состоит в том, что обеспечить согласование экономических и экологических интересов. Задачи экономического механизма 1. Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду 2. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов отходов производства в окружающую среду 3. Внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию охраны природы 4. Эффективная реализация системы штрафов за нарушение экологического равновесия, возмещение вреда здоровью человека, нанесенного загрязненной окружающей средой. Основные принципы экономического механизма (за всё нужно платить!) 1. Принцип платности 2. Принцип экономической ответственности 3. Принцип хоз. расчета 4. Принцип соблюдения баланса между экономическими санкциями и экономическими стимулами. 5. Методы экономического регулирования природопользования представляет совобй совокупность инструментов, приемов и способов воздействия государства на хозяйственные субъекты в целях изучения рационального природопользования. Экономический механизм использования следующей группы методов: 1. Методы экономического сдерживания, развития экологически-грязных технологий и производств, выпускающих неэкологическую продукцию 2. Метод экономического стимулирования рационального природопользования 3. Методы экономической оценки природных ресурсов Экономическое стимулирование Сущность экономического стимулирования для рационального природопользования заключается в создании природопользователей в непосредственной заинтересованности в реализации природоохранных мер. Система эколого-экономического стимулирования включает: Налогообложение Финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и т.д.) Ценовую политику (использование поощрительных цен на первичные ресурсы и конечную продукцию) Государственную поддержку предпринимателей, кот. производят природоохранное оборудование. Экологическое страхование Проведение политики торговли правами на загрязнение (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды) В системе методов стимулирования различают 2 группы: Методы позитивной (добросовестной) мотивации Методы негативной (принудительной) мотивации Эти группы отражают меру ответственности и меру заинтересованности предпринимателя. Ценовая политика Представляет стимулирование производства и потребителя экологической продукции через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологическая продукция выпускается с применением безотходных технологий, реально по более низкой цене, чем аналогичная экологически грязная продукция, произведенная на основе многоотходных технологий. Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением. Цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителей и завышена для потребителей. К административным конкретным методам воздействия относят: 1. Экологическое лицензирование 2. Лимитирование природопользования 3. Экологический контроль 4. Экологическая сертификация 5. Экологическая паспортизация 6. Нормирование качества окружающей среды 7. Экологическая экспертиза Лекция № 3 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ И УСЛУГ. 1. Появление консалтинговых, инжиринговых и венчурных фирм. 2. Лицензирование природоохранной деятельности 1. Первичный рынок 2. Вторичный рынок 3. Развитие сети платных работ и услуг природоохранного назначения 4. Создание банков и биржевых прав на загрязнение (в России экологически кредитных банков всего пять) России необходимо решить целый комплекс вопросов и проблем для развития экологизации производства. 1. Развитие рыночного механизма регулирования природопользования, по мнению экономистов и предпринимателей так механизма создаст благоприятный климат для развития и внедрения экологических технологий (безотходные технологии, ресурсосбережение, нанотехнологии) 2. Экологизация экономических отношений 3. Повысить роль государства в решении экологичеких проблем, особенно поддержание экологического предпринимательства. 4. Формирование спроса и предложения на экологически чистый продукт. 5. В законе об охране окружающей среды установлены налоговые квоты на экологическое предпринимательство. Финансирование природоохранных мероприятий из бюджетов и других источников. Роль государства в развитии рынка экологических работ и услуг. Государсво обладает множеством рычагов воздействия на формирование экологического бизнеса. Экономические методы государственного управления подразделяют на две группы: Принудительные методы (применение негативных стимулов) Поощрительные методы (метод позитивной мотивации) Административные методы Экологическое нормирование, экологическая стимуляция, санкции, сборы, сертификация. К основным поощрительным методам следует отнести прямое бюджетное финансирование. Разработки производства и поставки экологически-чистой продукции (НИОКР) Формы использования поощрительных методов 1. Государственный заказ на поставку экологически чистой продукции .С этой целью используется механизм конкурсов, тендеров и получение бюджетных средств. 2. Льготное налогообложение прибыли, получаемой от реализации экологически чистой продукции. 3. Создание специализированных институтов, лабораторий и центров по разработке новых технологий. Для решения этой задачи государство использует финансирование и информационную поддержку таких структур. 4. Налоговые льготы на землю в первичное становление и организации подобных фирм. 5. Частичное и полное страхование инновационных рисков для разрабатываемых экологических технологий. 6. Инициирование государством демонстрационных проектов по продвижению на рынок экологических разработок. Государство должно поддерживать экологически чистую продукцию на рынке. Для этой цели оно использует не денежные формы поддержки (награждение специальными знаками, бесплатная реклама и т.д.) Присвоение предприятиям специального экологического торгового знака (эко-отель, эко-кемпинг) Механизм содействия или механизм ограничения на рынке – это комплекс организационных мер, позволяющих представлять дополнительные экономические преимущества экологически-чистым предприятиям, либо создать экономические ограничения. К основным мерам содействия следует отнести: 1. Присуждение наград, которые создают дополнительные рыночные преимущества 2. Маркетинговое содействие передовым экологическим организациям 3. Предоставление дополнительных ресурсов, лимитов на территорию, электроэнергию, воду, газ и т.д. для развития экологического производства. Государство обладает необходимым потенциалом для поддержки экологического бизнеса. Эффективное использование этого потенциала является действующим фактором развития рынка экологических работ и услуг. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 1. Сущность, виды, методы и принципы экономической оценки природных ресурсов 2. Основные подходы к экономической оценке природных ресурсов и объектов Охрана природной среды выполняет 3 функции: 1. Обеспечение природными ресурсами 2. Ассимиляция отходов и загрязнений 3. Обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетика… и т.д.) Эти три функции могут быть объединены в одну или предназначены как компоненты одной функции – функции обеспечения. Понятие «ценность» - отражает значение объекта, обусловленное потреб-ю в этом объекте и характ-ми свойствами этого объекта. Оценка природного состояния в сопоставлении свойств, присущих этому ресурсу, с критериями ценности, которые выдвигает общество. В зависимости от вида потребителя, ценность может быть материальной, социально-политической, рекреационной и эстетической. Оценка ценности Экономическая Внеэкономическая Экономическая оценка – это определение общественной полезности ресурсов (т.е. вклада в удовлетворение общественной потребности через производство или потребление) Внеэкономическая оценка – это определение экологической, социальной, эстетической и культурной ценности ресурса, не выражаемой в экономических показателях. Экономическая оценка природных ресурсов реализовывается посредством: Кадастровых оценок Нормативных оценок Экспертных оценок Планово-перспективных оценок Вариантность оценок предполагает использование различных показателей: Натуральные – тонны, кубометр, гектары, баррели Баллы – в них оценивается относительная величина источников ресурсов и хозяйственная значимость Денежная – используется для определения рынка цены ресурса, платы за использование природных ресурсов, экологического ущерба Экономическая оценка природных ресурсов применяется для: Определения стоимости ресурсов Выбора оптимизации параметров их использования или эксплуатации Определение экономической эффективности инвестиций в природный комплекс. Для определения убытков от нерационального использования ресурсов Отражение оценочной доли природных ресурсов в структуре национального богатсва Для установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами Определение залоговой стоимости природного объекта и ресурса Для прогнозирования и планирования природопользования Объективная основа экономической оценки природных ресурсов 1. Географическое положение и качество природных ресурсов 2. Наличие альтернативных природных ресурсов или ресурсозаменителей 3. Технологическое разнообразие освоения и эксплуатации ресурсов 4. Ограниченность, естественная пополняемость, воспроизводимость и невоспроизводимость ресурсов 5. Кратность и дифференционализация направлений и эффективность использования природных ресурсов и произведенной на их основе продукции. Основные методологические принципы экономической оценки 1. Принцип комплексности 2. Принцип императивности 3. Принцип обеспечения экономического воспроизводства 4. Принцип оптимизации (альтернативных вариантов) В практической работе используются методические принципы экономической оценки природных ресурсов. К ним относят: 1. Учет возможностей воспроизводства ресурса 2. Учет имеющихся альтернативных заменителей ресурса 3. Учет влияния эксплуатации ресурса на состояние окружающей природной среды 4. Оценка выхода продукции из природного ресурса 5. Проведение сравнительного анализа результатов в оценке Основные подходы экономической оценки 1. Метод оценки по непосредственным (прямым) затратам. Он предполагает суммирование затрат на освоение и использование ресурсного потенциала. 2. Метод оценки по издержкам, когда учитываются не только непосредственные финансовые затраты на освоение ресурса, но и ущерб, вызванный его эксплуатацией (косвенные затраты) 3. Метод оценки стоимости воссоздания, когда оцениваются затраты, необходимые для воспроизводства деградированного вида ресурса 4. Метод «желания» платить, когда при анкетировании населения выясняется желание людей платить за существование определенного вида ресурса 5. Метод «транспортных затрат», когда на основе стоимости или времен.затрат на достижении ресурсного объекта (экономического расстояния) определяется экономическая ценность ресурса. Вывод: Чем меньше затрат, тем лучше месторождение, но этот метод ограничивает выгодность продажи данного ресурса для разработки и обеспечения охраны окружающей среды. Исполнение рыночных методов в экономической оценке. Оценка по величине дифференцированной ренты или по дополнительному доходу, который получает предприниматель на данном источнике ресурса бесплатно, за счет лучших природно-экономических и транспортных условий, его местоположение по сравнению с другими источниками с худшими свойствами. Эта оценка не определяет полной стоимости ресурса и является лишь частичной, однако она поощряет более бережное и рациональное использование данного ресурса. Используются также методы: 1. Оценки по восстановленной стоимости (определяется величина затрат на восстановление нарушенной среды после обработки месторождения). Эта оценка дополнительной стоимости стимулирует бережное отношение к использованию ресурсов. 2. Оценка по компенсационной стоимости, т.е. определяется величина затрат, которую надо произвести в другом месте, чем восстановить потери природопользований, ранее разработанных на данной территории. 3. Оценка по альтернативной стоимости или «упущенной выгоде». Она определяется суммой выгод, которую можно получить при другом способе использования ресурса. Лекция № 4 Государство ставит перед обществом следующие цели: 1. Сохранить в количестве и качестве свойства природы, которые отвечают долгосрочным интересам общества 2. Не допустить выхода загрязнения за пределы соответствующих нормативов Цель нормирования состоит в обеспечении прав граждан за здоровую экологическую среду. Суть нормирования – установление нормативов качества окружающей природной среды. Нормирование рассматривается как правовая мера. А право является основным инструментом охраны ОС. Как правовая мера экологические нормативы и стандарты (обязательно в порядке осуществляется уполномоченными государственными структурами). Установленные экологические нормативы должны соблюдаться всеми природопользованиями. Нормативы качества ОС: 1. Это нормативы ПДК вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих природу. 2. Норматив ПДУ физических воздействий на природу. Функции нормативов: 1. Они служат одним из юридических критериев для определения благоприятных условий ОС; 2. Нормативы качества лежат в основе экологической экспертизы; 3. Нормативы составляют основу для регулирования охраны ОС на действующих предприятиях; 4. Нормативы используются при разработке современных технологий. Система нормативов: • ПДК вредных веществ • ПДВ вредных веществ • ПДУ радиаций, шума, вибраций • ПДН (нормы), применяются в агропромышленной области. • ПДО (остатки) химических веществ в продуктах питания • ПДН (нормы нагрузки на природную среду) Качество природной среды – это такое состояние экосистем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Общие требования к содержанию качества окружающей среды: 1. Экологическая безопасность населения 2. Сохранение генофонда человека 3. Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Цель требований состоит в обеспечении научно-обоснованного сочетания экономических и экологических интересов. ПДН – рассматривается как своего рода компромисс вынужденный, позволяющий на взаимно заинтересованных началах развивать экономику. Основу нормативов составляют три показателя: 1. Медицинский – пороговый уровень угрозы здоровья человека и населения. 2. Технологический – способность экономики выполнить установленные пределы воздействия на человека природы. 3. Научно-технический – способность научно-технический средств контролировать соблюдения пределов воздействия по всем параметрам. Стандарты качества ОС – устанавливают юридически обязательные допустимые уровни загрязнения и благоприятное воздействие на ОС. Основные стандарты природопользования: 1. Традиционные стандарты качества ОС – это стандарты качества воздуха, воды, шума, вибрации, неприятных запахов. 2. Товарные стандарты на продукцию – они определяют предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятное воздействие. Определяют свойства и характеристики конструкции товара, способы использования товара 3. Технологические стандарты ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 1. Сущность и принципы экологической экспертизы. 2. Виды экологической экспертизы. В обеспечении экологической безопасности важное место занимает экологическая экспертиза. Если нормирование качества ОС обеспечивает нормирование и задачи нормирования состоят в обеспечении благоприятных условий для жизни человека, то суть экологической экспертизы заключается в том, чтобы учесть степень воздействия будущих производственных объектов на ОС. Экологическая экспертиза рассматривается как самостоятельный вид государственного и общественного контроля, она имеет предупредительное значение и как правило проводится до начала проекта. Она определяет соответствие намеченной хозяйственной деятельности экологическим требованиям. Цель экологической экспертизы заключается в оценке уровня возможных негативных воздействий, намечаемых воздействий на природную среду. В ходе экспертизы выявляется характер технологии, потенциальные последствия антропогенного воздействия, степень экологической опасности, формирует рекомендации по совершенствованию технологических линий. Экспертиза проводится государством и общественными организациями, которые выступают за охрану ОС. В рамках министерства природного управления существуют подразделения государственной экспертизы. При принятии решения экспертная комиссия опирается на 2-а требования: 1. Пока не доказана безвредность производства, должен быть наложен запрет, т.е. экологическая экспертиза носит интерактивный характер. 2. Из всех видов безопасности должен быть приоритет медико-экологическим показателям. Основные принципы экологической экспертизы: 1. Презумпция потенциальной опасности; 2. Обязательное проведение экспертного анализа до начала строительства 3. Комплексная оценка воздействия объекта на окружающую среду; 4. Обязательство учета всех требований экологического законодательства 5. Независимость и беспристрастность экспертов, и ответственность за качество экспертизы; 6. Достоверность и полнота информации; 7. Ответственность должностных лиц за проведение экологической экспертизы; 8. Гласность экологической экспертизы; 9. Научная обоснованность, объективность, заключение; 10. Учет общественного мнения по объекту экологической экспертизы. Виды экологической экспертизы: 1. Государственная – проводится государственными органами и её решение является обязательным для всех участников проекта; 2. Ведомственная – проводится в рамках того или иного ведомства по приказу руководства; 3. Научная экологическая экспертиза – проводится по инициативе учёных; 4. Общественная экспертиза – проводится по инициативе природоохраняемых организаций за их счет. Лекция № 5 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Основные подходы государства к финансированию природоохранной деятельности. 2. Механизм финансирования природоохранной деятельности. Источники финансирования бывают: Внутренние: • Государственный бюджет (региональный, муниципальный) • Экологические фонды (внебюджетные) • Собственные средства предприятий • Фонды отраслевых министерств • Коммерческие банки • Инвестиционные венчурные фонды • Плата за природные ресурсы • Благотворительность граждан Внешние: • Международные организации (всемирная организация охраны природы) • Двусторонние соглашения • Международные финансовые институты Бюджетное финансирование поддерживает следующие направления природоохранной деятельности: 1. Организация и функционирование территорий с режимом ограниченного использования 2. Административные расходы на содержание управленческого аппарата 3. Разработка и реализация федеральных целевых программ 4. Мониторинг и научно-исследовательская деятельность Эти направления обеспечиваются прямым финансированием. Государство поддерживает отдельные направления косвенным финансированием. Собственные средства предприятий включают в себя: 1. Амортизационные отчисления идущие на восстановление основных природоохранных ресурсов 2. Прибыль предприятия, часть которой направляется на реконструкцию и модернизацию природных объектов. Этот источник имеет тенденцию к росту. Экологические фонды – служат дополнительным источником финансирования и кредитования природоохранной деятельности. В Уставе прописано куда направляются деньги фонда: • Строительство и и технологическое перевооружение объектов природоохранного назначения; • Развитие мониторинга; • Создание местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации; • Создание и развитие заповедников, национальных парков и памятников природы; • Научная разработка ресурсосберегающих технологий; • Проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения; • Организация экологического образования и воспитания населения. Часть средств (до 5%) экологический фонд может использовать на строительство объектов здравоохранения на восстановление здоровья, трудящимся, заболевания которых связано с загрязнением ОС. Распределения: ФЭФ – 10% РЭФ – 30% МЭФ – 60% Система управления экологического фонда: Председатель – Правление фонда – исполнительная дирекция 1. Утверждение бюджета и смет расходов; 2. Определение приоритетных направлений деятельности фонда; 3. Финансирование экологических программ и проектов. Система контроля за деятельностью фонда Ревизионная комиссия создается министерством природоохранных ресурсов. Закон об охране ОС запрещает расходовать средства экологического фонда на цели не связанные с природоохранной деятельностью. В практике природопользования используются методы финансовой помощи, она оказывается фирмам для снижения негативного воздействия на ОС. Виды финансовой помощи предприятиям: 1. Гранд – финансовая помощь. Не принадлежит возврату, получатель обязан в короткие сроки реализовать природоохранные мероприятия и отчитаться за использование ресурсов. 2. Льготные кредиты 3. Налоговые льготы Международное финансирование организаций Механизм получения финансовой помощи у международных организаций. 1. Институты не финансируют проекты полностью, необходимо найти другие источники финансовых ресурсов. 2. Обычно требуется гарантии правительства и субъекта РФ. 3. Проект должен соответствовать международным стандартам. К международным финансовым институтам относят: 1. Глобальный экологический фонд; 2. Частные фонды, выделяют ресурсы на научные исследования; 3. Двусторонние и многосторонние доноры; 4. Международные банки (МБРР, ЕБРФ, ЕНБ) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ 1. Экологический аудит, как один из инструментов хозяйственного механизма природопользования. 2. Цели, задачи, функции экологического аудита. ЭА – 1987г. понятие возникло в США. 1994г. – вошел в практику в РФ. Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимым проверкам бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и предприятий. При проведении экологического аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности процесса, продукции, систем управления, экологические требования. При этом оценивают виды деятельности, связанные с природопользованием и ООС: 1. Состояние ОС на производстве и на природном объекте 2. Система управления природоохранной деятельности, соблюдение природоохранного законодательства 3. Финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение ПДК и ПДВ Аудиторская компания и индивидуальный аудитор имеет право: 1. Самостоятельно определить формы и методы определения аудита; 2. Проверять в полном объеме всю документацию о финансовой деятельности; 3. Получать у должностных лиц разъяснения по вопросам проверки; 4. Отказаться от аудита, если документы не в полном объеме. Обязанности: Организация в праве потребовать за нанесение убытков Методы проведения аудита. 1. Метод анкетирования. Данный метод позволяет выработать конкретные адресные рекомендации и предложения. Суть метода заключается в составлении: а) иска основных направлений и аспектов экологической деятельности предприятия, б) суммарных сводок данных необходимых для определения эффективности природоохранной деятельности предприятия. 2. Интервью 3. Метод анализа материальных балансов и технологических расчетов. Суть метода заключается в оценке различных параметров. Сравнения с эталонами значений. 4. Метод использования фото и видеосъемки. Россия сможет на пороге индустриального бума и проблема совершенствования природоохранной деятельности приобретает особую актуальность. • Будут расти затраты на включение производственных ресурсов в производственную деятельность • Могут произойти значительные потери в результате нерационального природопользования • Может возникнуть необходимость выделения значительных материальных ресурсов на ликвидацию глобальных последствий. Экологический аудит способен сыграть важную роль в решении экологической проблемы, использование аудита позволит добиться следующих результатов: • Повысить эффективность использования сырьевых ресурсов и энергетических, тем самым уменьшить отрицательное воздействие экономики на экологию; • Обеспечивать необходимость и возможность концентрации ресурсов на приоритетных направлениях экономической деятельности; • Уменьшить экономические риски и предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций; • Усилить влияние на формирование рынка экологических работ и услуг (страхование) Экологический аудит это экономический инструмент управления природоохранной деятельностью, он включает в себя факторы организационно-экономической защиты природы, позволяет выбрать оптимальный вариант развития природоохранной информации, организовать информационно-аналитический контроль за состояние и степень эксплуатации природоохранных сооружений. Экологический аудит рассматривается как независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия (любой формы собственности) Цель аудита: 1. Приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативами; 2. Оптимизация использования природных ресурсов; 3. Снижение и упорядочивание энергопотребления, уменьшение отходов производства предотвращение аварийных сбросов и выбросов. Основные причины проведения экологического аудита: 1. Страхование 2. Конкуренция на рынке 3. Приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия) могут оказаться завышенными 4. Соблюдение законодательства Комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико-экологических решений до возникновения потерь. Основные функции экологического аудита: 1. Оценка текущей деятельности компании по экологическому законодательству; 2. Обеспечение руководства предприятия информацией, необходимой для планирования и управления; 3. Проверка решений руководства предприятия по вопросам охраны ОС; 4. Укрепление доверия предприятия со стороны акционеров, общественности, правительства. Основные причины проведения экологического аудита 1. Объективность; 2. Независимость; 3. Компетентность; 4. Конфедициальность; 5. Ответственность. Формы аудита • Обязательный (внешний) проводится по решению органов власти • Инициативный (внутренний) проводится по решению руководства.
|