Разнообразие безусловных рефлексов
Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты) выработались в процессе эволюции как результат приспособления к определенным, относительно постоянным условиям среды. Они наделяют особь комплексом поведенче- ских программ, готовых к употреблению при первой необхо- димости. Их роль в поведении преобладает в случае животных с коротким временем жизни (беспозвоночные). Например, самка дорожных помпилов (одного из видов одиночных ос) по- является из куколки весной и живет только несколько не- дель. За это время она должна успеть встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить паука в норку, отложить яйцо, запечатать норку — и так несколько раз. Оса выходит из куколки уже «взрослой» и сразу же гото- ва к выполнению своей деятельности. Это не значит, что пом- пила не способна к обучению. Например, она может и должна запоминать место расположения своей норки, что требует формирования соответствующего условного рефлекса. У высокоорганизованных позвоночных животных ситу- ация иная. Например, волчонок рождается слепым и совер- шенно беспомощным. Конечно, при рождении у него присут- ствует ряд безусловных рефлексов, но их явно недостаточно для полноценной жизни. По мере роста происходит процесс интенсивного обучения, в результате чего животное готово к самостоятельному существованию. Изучением жизни и поведения особи в естественной для нее среде занимается наука этология. Наиболее сложная зада- ча, стоящая перед ней, — описать взаимодействие врожден- ных и приобретенных компонентов поведения. Действитель- но, по ходу жизни на инстинктивную деятельность животного накладываются дополнительно образовавшиеся условные рефлексы, и поскольку у разных особей они отличаются, то и конечные проявления инстинктов, преследуя общую цель, также могут отличаться у разных представителей одного ви- да. Например, птицы, обитающие в разных местностях, могут использовать при постройке гнезда разные материалы. Веду- щая роль в создании этологии как самостоятельной науки принадлежит австрийскому ученому К. Лоренцу и голланд- скому ученому Н. Тинбергену. Физиология ВНД, со своей стороны, изучает поведение животных в строго контролируемых лабораторных условиях. Конечно, это поведение проще, чем в реальной природной ере-
де. Но именно такое упрощение позволяет анализировать меха- низмы деятельности мозга, которые в противном случае могут быть замаскированы различными случайными реакциями. Разнообразие безусловных рефлексов предполагает и разно- образие способов их подразделения на типы. В качестве приме- ра приведем классификацию, которая была предложена акаде- миком П. В. Симоновым. Она достаточно полно учитывает все основные варианты врожденного поведения (табл. 4.1).
Симонов предложил выделить три группы безусловных рефлексов: витальные (лат. vita — жизнь), зоосоциальные и саморазвития, различающиеся по особенностям взаимодейст- вия с окружающей средой и другими особями своего вида. Ви- тальные рефлексы можно определить как направленные на сохранение самой жизни индивидуума. Они отвечают двум ус- ловиям: во-первых, невыполнение того или иного рефлекса из этой группы ведет к гибели особи; во-вторых, реализация ви- тального рефлекса не требует участия другой особи того же вида. К зоосоциалъным (ролевым) рефлексам отнесены те ва- рианты врожденного поведения, которые возникают при взаи- модействии с другими особями своего вида. Сложнее всего определяются рефлексы саморазвития. Симонов предлагает отнести в эту группу реакции, не связанные с адаптацией к те- кущей ситуации, а как бы «обращенные в будущее». Если на- блюдать за реализацией такого рефлекса, то он нередко вы- глядит как бессмысленный поведенческий акт. Однако это не так, и у протекающей реакции имеется биологическое значе- ние, которое становится очевидным спустя некоторое время. Рассмотрим подробнее перечисленные группы безуслов- ных рефлексов. Наиболее изученным вариантом витальных врожденных реакций являются пищевые и питьевые безусловные рефлек- сы. В качестве стимулов, запускающих их (в качестве под- крепления), выступают пища и вода. При этом можно зареги- стрировать большое количество реакций, возникающих на разных уровнях ЦНС. Уровень сложности этих рефлексов также очень сильно различается, и на одном полюсе находят- ся простейшие вегетативные и мышечные реакции (слюно- отделение, жевание, глотание), на другом — сложные дви- гательные рефлекторные комплексы, связанные с пресле- дованием и выслеживанием добычи, ожиданием в засаде, реакцией «смертельного укуса» у кошачьих, запасанием пи- щи. Особенно интересные и сложные формы врожденно пище- вого поведения проявляют пауки, плетущие геометрически правильные ловчие сети из нескольких типов паутины. Пле- тение сети — пример сложного безусловно-рефлекторного по- ведения. Таким образом, даже относительно небольшая и, ка- залось бы, несложная нервная система может содержать в се- бе высокоорганизованные врожденные двигательные навыки. Нередко можно наблюдать, что в качестве раздражителей, запускающих пищевое и питьевое поведение, врожденно за- программированы не только вкусовые сигналы, но и стимулы, поступающие от других сенсорных систем: тактильные (при- косновение к губам вызывает сосательный рефлекс), зритель- ные (цыпленок клюет мелкие предметы), слуховые (реакция хищника на шорох). Особую важность имеет осуществляемая нейронами гипоталамуса оценка состояния внутренней среды организма и в первую очередь содержания глюкозы и солей в плазме крови. Снижение концентрации глюкозы и повыше- ние содержания NaCl выступают как факторы запуска пище- вого и питьевого поведения, вызывают развитие пищевой и питьевой мотиваций и субъективно осознаются нами как чувство голода и жажды. Вторая группа витальных безусловных реакций — это раз- личные типы оборонительного поведения, направленного прежде всего на прекращение болевых ощущений. Боль — это особая сенсорная модальность, сопровождающая действие различных агентов, повреждающих ткани организма. Она ха- рактеризуется особенно высоким уровнем значимости, и появ- ление боли часто является сигналом к остановке текущей де- ятельности особи. Существует два варианта оборонительного поведения: пассивно-оборонительные и активно-оборонитель- ные рефлексы. Первые направлены на избегание источника бо- ли путем ухода из сферы его действия (реакции страха, бегст- ва, затаивания); вторые позволяют избавиться от источника боли путем нападения на него и активного устранения пред- ставляющего опасность воздействия (реакции агрессии). Про- стейший пример пассивно-оборонительных реакций — реф- лекс отдергивания конечности при ожоге; активно-оборони- тельной реакции — попытка укусить причиняющий боль объект. Пассивно- и активно-оборонительные рефлексы связаны с разными центрами головного мозга (заднего гипоталамуса). Следовательно, в зависимости от условий у одной и той же осо- би могут возникать как реакции страха, так и реакции агрес- сии. Первые более характерны для травоядных млекопитаю- щих; вторые относительно легко возникают у хищников. Вмес- те с тем даже безобидное и слабое существо, будучи лишено возможности бегства, способно оказывать серьезное сопротив- ление. И наоборот, самые сильные и опасные хищники часто предпочитают не ввязываться без особой причины в конфлик- ты, выбирая пассивно-оборонительный вариант поведения. Оборонительные реакции могут запускаться не только болью. Они достаточно хорошо проявляются при любых сильных и внезапных сенсор- ных воздействиях (реакции вздрагивания, зажмуривания), а также при более специфиче- ских стимулах, таких, как появление в темноте двух светящихся точек-«глаз» или движение над головой силу эта хищной птицы (в обоих случаях можно наблюдать затаивание новорожденных птенцов (рис. 4.8)). Оборонительные реакции могут быть включены в более сложные безусловно-рефлекторные комплексы. В этом случае они нередко выступают в качестве ста- дии инстинктивных программ, связанных с половым, терри- ториальным и другими видами врожденного поведения. Чрезвычайно важной группой витальных безусловных рефлексов являются гомеостатические реакции нервной сис- темы. Понятие гомеостаза подразумевает поддержание посто- янства внутренней среды организма, т. е сохранение широко- го круга его физико-химических параметров на стабильном уровне. Имеются в виду самые разные вегетативные и нейро- эндокринные механизмы. В качестве примера можно привес- ти систему контроля постоянной температуры тела. Этот контроль осуществляется за счет способности ряда нейронов гипоталамуса оценивать температуру крови. При ее пониже- нии запускается рефлекс сужения сосудов кожи (экономия тепла) и включаются мелкие непроизвольные мышечные со- кращения (дрожь). Если температура крови оказывается вы- ше нормы и организму грозит перегрев, то начинается потоот- деление, происходит расширение периферических сосудов и теплоотдача увеличивается. От качества реализации гомеоста- тических рефлексов зависит в конечном итоге наше здоровье, а их нарушение ведет к психосоматическим расстройствам. К гомеостатическим рефлексам примыкают такие жизненно важные реакции, как регуляция дыхания, а также поддержа- ние суточных (циркадных) ритмов. В последнем случае речь идет о целой системе «сон — бодрствование», которая будет подробно рассмотрена ниже. К витальным рефлексам относят также так называемый груминг и рефлекс экономии сил. Первый из них заключается в различных реакциях по уходу за собственным организмом (вылизывание, вычесывание, у птиц — смазка перьев). Гру- минг часто наблюдается в ситуациях, когда у индивидуума от- сутствуют более насущные потребности, однако без его пери- одической реализации многие органы быстро бы «вышли из строя». Рефлекс экономии сил можно определить следующим образом: из возможных путей достижения цели животное вы- бирает наиболее легкий, требующий наименьшей затраты энергии. Биологический смысл этого рефлекса очевиден, по- скольку позволяет снизить потребление пищи, а значит, особь меньше подвергается опасностям, связанным с ее поисками. Можно проследить этот рефлекс и в эксперименте: если пред- оставить обезьяне возможность получать пищу, поворачивая тяжелый либо (по ее выбору) легкий рычаг, то животное будет явно предпочитать последний. Наибольшее значение среди зоосоциальных рефлексов име- ет половое поведение, наблюдаемое на всех уровнях эволюции. Для его адекватной реализации необходимы два фактора: соот- ветствующий гормональный фон и определенные, генетиче- ски заданные запускающие внешние стимулы. Гормональный фон создается активностью половых желез. При этом ключе- вое значение имеет содержание в крови андрогенов. Как известно, для подавляющего большинства позвоноч- ных характерно сезонное размножение, что связано с клима- тическими ритмами, т. е. с изменениями температуры окру- жающей среды и доступностью пищи. У таких животных «всплеск» половых гормонов и половой активности наблюда- ется только один-два раза в год. В остальное время они (по крайней мере самки) утрачивают способность к размноже- нию. Ряд видов млекопитающих (среди них человек, крысы, не- которые обезьяны) приобрели в ходе эволюции способность к круглогодичному размножению, что связано со стайным обра- зом жизни, при котором «общественный статус» самки, спо- собной к спариванию, а также беременной либо кормящей су- щественно выше, чем небеременной самки. Конечно, и в этом случае сохраняются колебания уровня половых гормонов, но они более сглажены по сравнению с сезонным вариантом размножения. Сенсорные стимулы, запускающие половое поведение, мо- гут быть очень разнообразны. Как правило, вначале самец и самка должны опознать друг друга на значительном расстоя- нии или самец должен найти самку. «Подсказками» служат видоспецифичные запахи, характерные для млекопитающих, ночных бабочек, жуков. В случае многих птиц и рыб указате- лями половой принадлежности и факторами привлечения осо- бей противоположного пола выступают особенности внешнего вида (отсюда яркая окраска, особенно в сезон размножения). У птиц, а также у кузнечиков, цикад, бесхвостых земновод- ных и других «певцов» аналогичную функцию выполняют звуковые сигналы. Во всех этих случаях сенсорный анализ (нередко требующий опознавания весьма сложных зритель- ных и слуховых образов) является составной частью врожден- ных поведенческих программ. Он протекает без обучения на жестко детерминированных сетях нейронов, имеющих гене- тически предопределенные структуру и функцию. Когда самец и самка встретились, на первое место выходят тактильные стимулы, цель которых — ослабить возможные проявления страха или агрессии и подготовить переход к соб- ственно половому поведению. Это задача очень важна, по- скольку во многих случаях самец существенно уступает в раз- мерах самке, и она в первый момент может рассматривать его не только как потенциальный источник опасности, но и как возможную добычу. Самым известным примером из этой об- ласти являются брачные отношения пауков, в результате ко- торых значительная часть самцов погибает. Разница в размерах между самцами и самками вполне за- кономерна с эволюционной точки зрения: по сравнению со сперматозоидами женские половые клетки должны быть су- щественно больше, поскольку несут запас питательных ве- ществ для развития зародыша; следовательно, организм сам- ки должен быть крупнее организма самца. Кроме того, мать нередко переносит яйца, заботится о питании детенышей, что также подразумевает более крупные по сравнению с самцом размеры. И только тогда, когда самцы начинают принимать участие в выращивании потомства, защищать территорию гнезда, добывать пищу для самки и детенышей, можно наблюдать увеличение размеров их тела. Половое поведение демонстрирует широкий спектр отно- шений — от немедленного спаривания до сложных ритуали- зированных взаимодействий (турниры и ухаживания). Этоло- гический анализ показал, что первый тип полового поведения обычно наблюдается в ситуациях, когда самка способна вырас- тить (и выращивает) потомство без помощи самца (условия обитания относительно безопасны, а пища в избытке). Если же самец будет выполнять свою часть родительских функций, поведение самки оказывается направленным на вы- бор наиболее подходящего кандидата. Используемые при этом критерии выбора весьма разнообразны и также являются ком- понентами врожденных поведенческих программ. При тур- нирном поведении ключевой признак наиболее «подходящего» самца — это победа над соперниками в некотором, обычно ри- туализированном сражении. Ритуализация здесь означает, что в ходе эволюции полового поведения в большинстве слу- чаев возникли способы бескровной (а часто и бесконтактной) оценки сил соперников. Конкретные примеры можно найти в небольшой, но очень интересной книге К. Лоренца «Агрес- сия». В ней, в частности, описываются принимаемые побеж- денным самцом позы покорности, которые немедленно оста- навливают направленную на него атаку. Биологический смысл турниров очевиден — отцами детенышей преимущест- венно становятся наиболее крупные и сильные самцы, что улучшает генотип популяции в целом. Именно этот процесс привел к тому, что у большинства млекопитающих самцы оказались крупнее самок и эффективно выполняют защитную функцию по отношению как к детенышам, так и к самим самкам. Поведение ухаживания заключается в демонстрации сам- цом некоторых ключевых стимулов (песня; яркая окраска и размер различных частей тела; построенное гнездо) либо в ри- туальных двигательных реакциях («танцы»; движения, подоб- ные движениям детенышей; игровое поведение; кормление самки). Наибольшим успехом обычно пользуется самец, полу- чивший самый высокий «балл», причем оценка «выставляет- ся» самками на основании врожденно заложенных критериев. Поэтому можно наблюдать не только адаптивно целесообраз- ные, но и адаптивно бессмысленные и даже вредные результа- ты полового отбора (например, развитие ярко окрашенного и чрезвычайно длинного хвоста у самцов павлинов). Кратко охарактеризуем другие типы зоосоциальных безус- ловных рефлексов. Кроме полового поведения, к ним относят- ся различные варианты детско-родительского взаимодейст- вия. Со стороны родителей (прежде всего матери) эта группа врожденных реакций включает строительство убежища-гнез- да, кормление, чистку, перетаскивание детенышей, их защи- ту, позже — игру и наказания. При этом запускающее дейст- вие оказывает внешний вид и запах детеныша, издаваемые им звуки, а также сложные изменения гормонального статуса самки, в том числе связанные с деятельностью молочных же- лез. Так, врожденная рефлекторная дуга, обеспечивающая кормление, сформирована у млекопитающих таким образом, что сам факт механического воздействия детеныша на соски воспринимается мозгом самки (передние зоны гипоталамуса) как подкрепление и вызывает положительные эмоции. Со стороны детеныша мы также можем наблюдать значи- тельное количество врожденных поведенческих реакций, за- пускаемых различными вариантами взаимодействия с сам- кой. Это сосание матери, стремление к физическому контакту с ней, реакции замирания при переноске, видоспецифичные «призывные крики» оставшегося в одиночестве детеныша, ре- акции следования и т. п. Параллельно можно наблюдать про- текание различных форм обучения, позволяющих особи в дальнейшем нормально реализовать различные более «тон- кие» варианты зоосоциального поведения. Животные, вырос- шие в изоляции, характеризуются нарушениями такого пове- дения и не могут нормально взаимодействовать с особями своего вида. Зоосоциальное поведение не ограничивается рамками семьи. Следующим его вариантом является так называемое территориальное поведение, характерное для взаимодейст- вия особей в популяции и заключающееся в разделе области обитания на отдельные охотничьи и гнездовые участки. Ис- ходной причиной появления такого поведения в ходе эволю- ции стало несоответствие между ресурсами территории, где живет популяция (недостаток пищи, мест для строительства гнезд), и количеством особей в ней. Иными словами, террито- риальные безусловные рефлексы — это поведенческий меха- низм защиты от перенаселения, т. е. ситуации, когда резко возрастает риск голодной смерти, эпидемий и прочих вредных для популяции событий. Существует большое разнообразие форм территориального поведения — в зависимости от того, на какой срок, с какими целями и какими способами происходит раздел «сфер влия- ния», каким образом он в дальнейшем сохраняется. В про- стейшем случае участок занимает первая оказавшаяся на нем особь. Размер участка — генетически заданная характерис- тика (определяется потребностью в получении необходимого количества пищи). В дальнейшем можно наблюдать различ- ные поведенческие реакции, связанные с охраной террито- рии: прямое нападение на «агрессора», мечение границ с по- мощью видоспецифичных запахов, голосовые реакции (одна из функций песни у птиц). Компонентом территориального поведения являются и рефлексы «чужака», попавшего на уже занятый участок. Они протекают в виде пассивно-оборо- нительных реакций и поз подчинения, за которыми следует бегство. Если же речь идет о переделе территории или о борь- бе за освободившийся участок, то здесь возможны различные варианты внутривидовой агрессии — от турниров до на- несения травм различной степени тяжести. Нередко разделе- ние территории происходит независимо для самцов и самок; их участки оказываются взаимопересекающимися, но проявле- ние территориального поведения провоцирует лишь встреча с особью своего пола. Еще более сложный и многообразный характер имеют врожденные рефлексы, связанные с поведением животного в стае (сообществе). Имеются в виду иерархически организо- ванные стаи с четким выделением вожака и нескольких уров- ней подчиненных. Такие стаи следует отличать от так назы- ваемых однородных стай (без вожака) и семейных стай (как правило, временных и весьма небольших). В иерархических сообществах вожаком может быть и самец (обезьяны), и самка (гиены, слоны). Его взаимодействие с «нижестоящими» вклю- чает позы доминирования и покорности, а также внутривидо- вую агрессию разного уровня напряженности. Подобные кон- такты можно наблюдать и на остальных ступеньках стайной иерархии, которая часто независима для самцов и самок. Стремление к доминированию «в своем кругу» — одна из мощнейших врожденных потребностей человека. Третий тип безусловных рефлексов — рефлексы самораз- вития, которые характеризуются как «направленные в буду- щее». Понять это определение легче всего на примере исследо- вательского поведения, в ходе которого подкреплением являет- ся новая информация. В момент получения мозгом такой информации еще не ясно, как она будет использована (запустит пищевое, половое или какое-либо другое поведение) и будет ли использована вообще. Однако сбор информации при появлении изменений в окружающем мире обязательно происходит и ос- нован на целом ряде безусловно-рефлекторных механизмов. В простейшем виде исследовательское поведение проявля- ется как ориентировочный рефлекс (по терминологии Павло- ва, рефлекс «что такое?»). В этом случае можно наблюдать ха- рактерный комплекс движений, возникающий при появле- нии в среде нового раздражителя: поворот глаз, головы, ушей, всего тела в сторону источника сигнала. Биологический смысл происходящего состоит в том, чтобы привести органы чувств в положение, обеспечивающее максимально эффектив- ное восприятие новой информации. Ориентировочный реф- лекс в наиболее четком виде запускается неожиданными зри- тельными и слуховыми сигналами. Центры запуска ориенти- ровочного рефлекса локализованы в четверохолмии среднего мозга. Более сложная форма исследовательского поведения — это активные поисковые рефлексы. Крыса, собака, кошка, чело- век, попав в новое помещение, активно его изучают с целью обнаружения пищи, опасности и т. п. Это изучение сопровож- дается осмотром территории, подходами к потенциально ин- тересным объектам, их разглядыванием, обнюхиванием, про- бованием «назуб». Самый сложный вариант исследовательского поведения — манипуляции с предметами, характерные для приматов. В этом случае можно наблюдать тонкие движения пальцев, с по- мощью которых обезьяна или человек ощупывают предмет, пытаются его разломать или раскрутить (деструктивные манипуляции). При этом мы получаем большое количество дополнительной информации, касающейся возможного ис- пользования данного предмета в различных видах деятель- ности. К рефлексам саморазвития относят также рефлекс свобо- ды. Суть его состоит в преодолении ограничения свободы пе- ремещения в пространстве. Именно по этой причине живот- ные стремятся оборвать привязь, разрушить стены своей клет- ки, выбраться из ямы. Биологический смысл происходящего очевиден, поскольку особь, лишенная (или почти лишенная) способности передвигаться, очень скоро погибнет от жажды и голода либо окажется жертвой хищников. Сам термин «реф- лекс свободы» введен Павловым, который наблюдал его в рез- ко усиленной форме у некоторых собак. Такие животные ста- новились непригодными для обучения по стандартным мето- дам выработки условных рефлексов (последние включают закрепление собаки с помощью ремней). В очень ярком виде рефлекс свободы проявлялся и в экспериментах Торндайка («проблемные ящики», «метод проб и ошибок»), а также в опытах отечественного исследователя В. П. Протопопова, ког- да в ящик помещалось не животное, а пища. Подражательное поведение — также одна из форм прояв- ления рефлексов саморазвития. Когда животное повторяет чью-либо реакцию, смысл его деятельности часто не ясен (по- скольку какое-либо реальное подкрепление отсутствует), но сам принцип подражания как способ негенетической переда- чи информации от особи к особи доказал свою целесообраз- ность и потому закрепился в ходе эволюции. В простейшем случае подражание идет по схеме «делай, как сосед». Такого рода реакции особенно характерны для однородных стай, когда поворот одной рыбы, скажем, направо вызовет поворот ее соседей. Биологический смысл происходящего достаточно понятен: повернувшая первой рыба может располагать полез- ной информацией, которой нет у находящейся рядом особи. Огромное значение имеет подражание по схеме «делай, как родитель». Стремление детеныша имитировать поведение матери и отца является той врожденной основой, на базе кото- рой формируется огромное количество подражательных ус- ловных рефлексов. Третий вариант — «делай, как вожак» ха- рактерен для иерархических стай. Выработав у обезьяны-во- жака условный рефлекс нажатия на рычаг (для получения пищи), можно затем обнаружить ту же реакцию у других чле- нов стаи. Последнее, о чем хотелось бы упомянуть, — это игровое по- ведение. Наблюдая за котенком, преследующим бантик, или за борющимися щенками, мы можем в первый момент оцени- вать их поведение как бессмысленное. Однако эти и другие по- добные реакции — по сути, тренировка навыков (в том числе навыков внутривидового общения), которые понадобятся осо- би во взрослой жизни. Так что и здесь «направленность в бу- дущее» как наиболее характерная черта рефлексов саморазви- тия прослеживается достаточно четко. В случае человека к иг- ровым типам поведения можно отнести различные формы непрофессионального спорта, а также разнообразные детские подвижные игры. Заканчивая краткий обзор безусловных рефлексов, еще раз подчеркнем, что они являются той основой, на которой «растет» все многообразие поведения. Проследив даже самые сложные приобретенные реакции, мы можем обнаружить их врожденный фундамент, который в свое время явился как бы «источником энергии», позволившей реализовать процессы обучения. В случае беспозвоночных мы видим сложнейшие, отточен- ные миллионами лет эволюции комплексы врожденных реф- лексов — инстинкты, которые в ходе индивидуального (как правило, очень непродолжительного) существования особи лишь немного дополняются приобретенными реакциями. В случае высокоразвитых позвоночных картина существенно иная, и их инстинктивные реакции по ходу индивидуального развития оказываются очень мощно перекрыты условно-реф- лекторными «наслоениями». При этом резко возрастает уро- вень адаптивности поведения каждой конкретной особи, что позволяет ей существовать и размножаться длительное время. Особенно сложен процесс формирования приобретенных реакций у человека. Поэтому стремление выявить врожден- ные основы нашего поведения присуще не только физиоло- гам, но и психологам. В последнем случае нередко можно на- блюдать заметные «перекосы», когда та или иная психологи- ческая теория постулирует преимущественную важность, доминантность только одной из сфер — полового поведения C. Фрейд), агрессивного поведения и стремления к лидерству «в стае» (А. Адлер) и т. д.
|