«Человек есть то, что он ест», — говорили древние. Пиша — самый консервативный элемент бытовой культуры. Даже в условиях смешанного населения городов и индустриальных зон она иногда становится этническим определителем. Нередко иелые народы получают прозвиша по своему излюбленному блюду. Так, французов называют лягушатниками, итальянцев — макаронниками, а японцев — рисоедами. Стойкие традиции питания сохраняются на долгие годы и в условиях миграций, и при возможности выбора более разнообразных продуктов. Чукчи, ненцы, другие народы Севера традиционно питались мясом и рыбой. Лишь во время угрозы голода они употребляли в пишу молодые побеги. Сейчас на Север привозят овощи и фрукты, но старые люди отказываются от них. Китайцы едят «всё, что растёт, бегает, летает и плавает». Монголы питаются мясом, дикими плодами, молоком кобыл, кашей из дикой гречихи. Жители Сахары едят в основном финики: рацион взрослого мужчины — до 5—6 кг сушёных фиников в день. Пиша молодых воинов-масаи в Кении — молоко, свежая бычья кровь из яремной жилы животного, полусырое мясо. Японцам нравятся рис и морепродукты. Следует особо отметить, что все вкусовые предпочтения и табу рациональны и обусловлены особенностями среды обитания, а также типом ведения хозяйства. Употребление большого количества жира предохраняет жителей Севера от многих лёгочных заболеваний. Свинина портится быстрее других видов мяса и больше подвержена заражению, поэтому именно у народов, живущих в жарком климате (у иудаистов и мусульман), сложился запрет употреблять её в пишу. Собачатину охотно едят корейцы и жители Юго-Восточной Азии, но не употребляют народы, где собак используют для охоты, как сторожей или ездовых животных. Иногда стойким табу способствуют и религиозные представления. Уче- Сырое мясо — обязательный компонент рациона многих народов Севера. ния о реинкарнации проповедуют вегетарианство. По тем же причинам некоторые народы Индии и Эфиопии не едят рыбу. От переедания и связанных с ним болезней (ожирение, болезни сердца и пищеварительного тракта) предохраняют посты. Столь же важен и подбор элементов питания. Народы жаркого пояса, где продукты быстро портятся, выработали систему питания, защищающую от пишевых отравлений, — использование большого числа специй, прежде всего острого перца. Недаром в Средние века именно поиски путей к пряностям стали важнейшим стимулом Великих географических открытий. Недостаток минеральных солей многие народы Африки и доко-лумбовой Америки восполняли золой и глиной. Однако у традиционного питания есть и отрицательные черты. К ослаблению организма и болезням ведут ограничения в пише беременных и кормящих матерей, а также детей. Так, тамилы не дают им мясо; малайцы — фрукты и овощи; карибы — яйца, маниок, бананы, рыбу. К недоеданию приводит и распространённый обычай, когда за трапезу сначала садятся мужчины, а женщинам и детям оставляют недоеденное. В течение веков разные народы привыкали к пище определённого рода. В результате вырабатывались биохимические механизмы, обеспечивающие лучшую выживаемость в данных природных условиях. За последнее столетие произошли значительные изменения в расселении народов и использовании продуктов питания. Резкий отказ от традиций и переход к иным системам питания чреват не только чувством дискомфорта и психологическими трудностями, но и заболеваниями. Чтобы смягчить болезненные изменения, мигранты завозят привычные им продукты. Так поступают вьетнамцы, китайцы, индийцы, живущие в России, странах Европы и Америки. В Израиль фалаша — иудаисты из Эфиопии — специально привозят специи и травы со своей родины, а переселенцы из бывшего СССР — чёрный хлеб, мочёные яблоки, квашеную капусту и т. п.