Экологический портал

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 27.05.2017, 03:41
Приветствую Вас Гость
Меню
Категории раздела
Мои статьи [156]
экологические словари [47]
экологические термины [111]
Основы общей экологии [361]
законы экологии [12]
ученые экологи [54]
экологические проблемы [145]
Учение о биосфере [31]
Экология человека [129]
Прикладная экология [94]
Экологическая защита и охрана окружающей среды [223]
экологическое право [23]
Экология и общество [64]
медицинская экология [30]
растения [19]
животные [33]
биология [70]
карты [23]
Статьи разной тематики [100]
Статьи не относящиеся к экологии
реймерс словарь терминов. природопользование [1]
Вакансии на сайте
    Сайту ecology-portal.ru требуются модераторы.
    icq: 490450375


    хорошая оплата
Главная » Статьи » Прикладная экология

загрузка...

охота на китов

Китобойный промысел

В истории взаимоотношений человека с животным миром океана вряд ли найдётся сюжет более драматичный и богатый неожиданными поворотами, нежели история китобойного промысла.
РОБКОЕ НАЧАЛО
Киты долгое время были недоступны для охоты. Киты-полосатики (синий кит, финвал, сейвал и горбач) обычно держатся вдали от берегов и довольно быстро (15 км/ч) плавают. По манёвренности эти животные превосходили практически все суда, построенные до начала XX в. Тихоходные гладкие и серые киты обитали вблизи берегов, но охота на них была весьма опасна и требовала навыков в морском деле.
Основоположниками китобойного промысла Нового времени принято считать басков (жители Южной Франции и Северной Испании). Примерно в XI—XII вв. они начали разделывать выброшенных на берег или мелководье китов. Из жира вытапливали масло для освещения и отопления, а мясо использовали в пищу. Позднее баски снаряжали флотилии небольших судов, которые загоняли туши китов на палубе китов к берегам, где охотники убива-
китобоиного судна. ли их длинными гарпунами. Они же
первыми стали обдирать кожу с кита и вытапливать из него жир прямо на борту судна, в котлах, отапливаемых тем же китовым жиром. На рубеже XV и XVI вв. начался коммерческий промысел китов. Появились более крупные суда — каравеллы (длина свыше 20 м, водоизмещение 50—60 т). На них баски ходили в поисках гренландского кита через Атлантику до Ньюфаундленда и даже до Северного Ледовитого океана.
К середине XVI столетия в китобойный промысел включились голландцы, англичане и датчане, промышлявшие в районе острова Ян-Майен. Англия снарядила свою первую китобойную экспедицию в район Шпицбергена. К середине XVII в. здесь вели промысел китов не менее 300 судов из Голландии, Испании, Германии, Дании, Швеции и Франции. Сначала объектами промысла в Атлантике были гладкие и гренландские киты, а затем стали охотиться и на другие виды, прежде всего на кашалотов, от которых получали спермацет (из него делали особого качества свечи, дающие яркий свет и ровное пламя). Спрос на спермацет стимулировал охоту на кашалотов по всему Мировому океану. В конце XVIII — начале XIX в. китобои покинули район Шпицбергена, где киты были практически истреблены, и перебазировались в воды Гренландии. За последующие 200 лет они полностью уничтожили серых китов в Атлантике и почти полностью — гладких китов во всём Мировом океане.
ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС
Возникновение современного китобойного промысла относится к 1868 г., когда впервые вышло в море специальное китобойное судно с паровой машиной. Оно было вооружено гарпунной пушкой и оснащено амортизационной системой (для смягчения рывков загарпуненных китов). Норвежский капитан Карл Антон Ларсен l, гоит у истоков антарктического ки-: обойного промысла, самого мас-ггабного за всю историю. После нескольких рейсов по разведке запасов :итов в Антарктике он принял участие , путешествии шведского исследовате-тя Отто Норденшельда на китобойном с\дне «Антарктик». Судно было зажато льдами и затонуло, но членов экспедиции спас аргентинский пароход Уругвай». В Буэнос-Айресе на банкете в честь спасения Ларсен спросил, почему аргентинцы не добывают китов «у ворот собственного дома». В ту же ночь был собран начальный капитал для создания первой береговой китобойной базы в Антарктике. Её построили на острове Южная Георгия в 1904 г., и уже в первый сезон вложения почти окупились.
Помимо береговых баз в Антарктике действовали и «плавучие заводы». На первых порах это были суда, стоявшие на якоре в защищенных от непогоды бухтах, в основном у Южной Георгии и других островов Западной Антарктики. Первые антарктические китобои били в основном горбачей, чьи миграционные пути пролегали вблизи берега. За 10 лет промысла в районе Южной Георгии было добыто более 29 тыс. китов, око-то 70 % которых составляли горбачи. Популяция понесла большой урон, и в последующие годы добыча упала до нескольких десятков китов этого вида за сезон.
В начале 20-х гг. XX в. всё тот же Ларсен совершил новый переворот в технике китобойного промысла. Он предложил поднимать добытых китов для разделки на палубу судна. Промысел полностью перестал зависеть от берега. К тому же новые способы переработки китового жира сделали его подходящим сырьём для изготовления мыла и маргарина, позволили использовать жир для производства нитроглицерина и, следовательно, динамита. Киты стали стратегическим сырьём.
Число флотилий быстро росло, и уже в 1930 г. в водах Антарктики действовала 41 флотилия с 232 китобойными судами; 73 % добычи составляли экономически наиболее выгодные синие киты. Последствия истребления

китовых стад в Антарктике стали очевидны всем, но ни заявление Лиги Наций в 1925 г., ни первая конвенция по регулированию китобойного промысла в 1931 г. не остановили приносившую сверхприбыли охоту на китов. В 1935—1937 гг. к Норвегии и Великобритании, основным в то время китобойным нациям, присоединились Япония и Германия. Это привело к тому, что численность синих китов заметно снизилась, и уже в 1936— 1937 гг. добывали в основном финва-лов (которые и оставались ведущим промысловым видом до 1964 г.). После Второй мировой войны, в 1948 г., была наконец введена в действие Международная конвенция по регулированию китобойного промысла и учреждена Международная китобойная комиссия (МКК).
Страны, занимавшиеся китобойным промыслом, в первую очередь Норвегия, СССР и Япония, потратили много усилий для того, чтобы возможно дольше противодействовать принятию на сессиях МКК ограничений по добыче тех или иных видов. Результатом было продолжение промысла синих китов, финвалов и горбачей и неуклонное снижение их численности. При этом практически все понимали, что популяция синих китов была подорвана хищническим промыслом ещё до Второй мировой войны.


Категория: Прикладная экология |Добавил: Aleksei (29.09.2009)
Просмотров: 882 | Рейтинг реферата / статьи охота на китов: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Всего ответов: 4318
Читайте также:
загрузка...

инженерная экологическая защита - вопросы Факторы потерь плодородия почв Классификация ресурсов Промышленная экология Экология микрокосмов Экологические индикаторы почв особо охраняемые природные территории оопт Образ жизни Социоприродная экосистема как объект экологического контроля энергия экосистем

Copyright ecology-portal.ru © 2017 Хостинг от uCoz