Форум экология

Главная
Суббота, 20.04.2024, 09:14
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Экологический форум - экология » Экологический форум » форум экология » Черное море – равноправный партнер
Черное море – равноправный партнер
ALEKSEEV-1992Дата: Воскресенье, 12.04.2009, 10:23 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Черное море – равноправный партнер

в мировой экономике. Концепция природопользования в бассейне Черного моря

А.И. Шевчук

Одесское отделение международного

Социально-экологического союза, Украина

Введение

Проведенные в последние годы комплексные исследования Азово-Черноморского бассейна показали значительное загрязнение Черного моря. Результаты исследований стали общепризнанным фактом. Они показали, что морская вода и донные отложения содержат в разных концентрациях практически все загрязняющие вещества, которые зачастую превышают предельно-допустимые и встречаются чаще всего в районах больших городов и, особенно, в устьях больших рек.

Более 60 процентов загрязняющих веществ Черного моря поступает с речным стоком со всего бассейна – территории около 20 стран индустриальной Европы. К этому прибавляется военная активность, морской и речной транспорт, увеличение перевозок сырой нефти и нефтепродуктов, добыча нефти и газа со дна моря. Вносит свой вклад в общее загрязнение морской среды и вторичное загрязнение, вызываемое накоплением загрязняющих веществ в донных отложениях и в живых придонных организмах. Все перечисленное всего за 30 лет уже привело к необратимым изменениям экосистемы Черного моря.

За последние годы динамика загрязнения значительно выросла: появились придонные территории, где практически не зарегистрировано ни одного живого организма. На одной трети площади шельфа северо-западной части Черного моря, которая воспроизводит около 70 процентов биомассы всего моря, регистрируются обширные зоны без кислорода, что приводит к гибели всего живого.

Страны, расположенные по берегам Черного моря и те страны бассейна, которые пользуются морскими транспортными путями, неизбежно столкнуться с социальным, коммерческим и индустриальным крахом в

случае гибели природной среды Черного моря. Ускорить ситуацию "ползучей катастрофы" (В.Н. Степанов, ИПРЭЭИ, Украина) в любой момент может большая катастрофа, что подтверждается многолетними статистическими данными и расчетами риска.

Международные положения в целом не применимы к Черному морю и его водным путям. Черноморский регион обусловлен особыми требованиями.

Переход к рынку, совершаемый в странах СНГ, предполагает создание саморегулируемых, самоуправляемых структур в экономике. Страны Европы этот путь прошли раньше. Однако, ещё нигде в мире в экономику не включена как равноправный партнёр Природа. Катастрофическая ситуация в Черном море требует новых, неординарных подходов. Нельзя рассматривать проблемы Черного моря в отрыве от его бассейна.

Все новые нагрузки на экосистему погибающего Черного моря показывают, что без учёта интересов Природы, без защиты прав самого моря, невозможно найти достойный выход.

Если согласиться, что Природа обладает такими же правами как и ее часть - человек, то напрашивается вывод о необходимости платить Природе за использование ее ресурсов. По отношению к Черному морю самым важным критерием становится сохранение способности моря к самоочищению.

Ошибки природопользования в акватории и бассейне Черного моря

Практически любое судно любого государства мира может беспрепятственно и бесплатно передвигаться по акватории Черного моря.

Существующие сегодня ограничения при использовании ресурсов Черного моря связаны только с оплатой услуг в конкретном порту приписки или стоянки и выполнении требований Конвенции МАРПОЛ 73\\78. Таким образом, вырученные деньги идут в местные бюджеты береговых стран.

Любое причерноморское государство может беспрепятственно и хаотично использовать ресурсы Черного моря: уничтожение побережья и шельфовые зоны и "свои" и "чужие" территориальные воды. Эта несогласованность в использовании ресурсов моря, их "безхозность" приводит к всевозрастающей утрате самоочистительной способности вод Черного моря.

Положительную роль могла бы сыграть Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, но подписана она далеко не всеми причерноморскими странами, да и примеры положительного ее применения пока тоже отсутствуют.

В правильно организованной рыночной экономике, плата за ресурс должна стимулировать экономию этого ресурса, а деньги, вырученные от продажи ресурса, должны идти на восстановление этого ресурса.

Философские основы предложения

Осознавая свою ответственность перед Природой, предлагаем создать самоуправляемую экономическую структуру, представляющую интересы Природы в человеческом сообществе. Эта структура продает часть природного ресурса, и все полученные средства направляет на восстановление этого ресурса, на восстановление экологического баланса биосферы. Личные доходы служащих структуры должны зависеть от экологического равновесия рассматриваемого региона. В данном случае, в бассейне Черного моря новая структура продаёт право провозов груза через акваторию Черного моря, часть воды стока Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра и Дона, и является самостоятельным и самоуправляемым субъектом международного права и воспринимается всеми государствами как равноправный партнёр в экономическом сотрудничестве. Предварительное название новой структуры - Банк Черного моря.

Принципы деятельности Банка Черного моря:

– банк Черного моря (в дальнейшем - Банк) является хозяином акватории Черного моря. Он учреждается государствами береговой зоны и остальных европейских стран бассейна Черного моря и подотчётен Совету Президентов государств – учредителей;

– банк не подчиняется ни одному отдельному государству и взаимодействует с ними на основе договоров;

– банк продаёт квоты на транзит через акваторию Черного моря, сброс сточных вод, воды рек Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра и Дона, взимает плату за загрязнение рек и моря;

– банк гарантирует экологическое равновесие бассейна Черного моря;

– банк не имеет права расходовать свои средства на мероприятия, не связанные с проблемами экологического равновесия в бассейне Черного моря;

– цены за оказываемые морем услуги по транспортировке грузов, на воду, плата за загрязнение устанавливаются Банком, но не могут быть выше некоторого значения, определяемого себестоимостью оказанных услуг (например, себестоимостью очистки воды от конкретного загрязнителя и т.д.);

– банк Черного моря кредитует те действия потребителей услуг, которые направлены на безопасность мореплавания, повышение процессов самоочищения морских вод, экономию воды, её очистку и восстановление;

– банк страхует население бассейна Черного моря от наводнений, селей других стихийных бедствий, связанных с движением и трансформацией воды, начиная от истоков рек Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра, Дона и до моря. Для этого Банк содержит метеорологическую, гляциологическую и другие службы, которые позволят предотвращать вышеуказанные бедствия.

Порядок действий государств-учредителей при организации Банка Черного моря.

Государства бассейна Черного моря заключают между собой договор, проект которого приведён ниже. Для начала такой договор может быть заключён в ограниченном варианте. Например: между Украиной и Молдовой в бассейне Днестра, между Украиной и Россией в бассейне реки Дон, между рядом государств в бассейне Дуная.

Договор об учреждении новой межгосударственной структуры "Банк Черного моря"

Правительства стран Европы, признавая первичность законов Природы перед законами социума, признавая уникальность Черного моря и его значение для экологического равновесия в мире, руководствуясь уже принятыми международными актами по защите Черного моря, руководствуясь идеями гуманизма и принимая во внимание всемирную Декларацию прав человека, пришли к следующим соглашениям:

– отказаться от положений в собственных Конституциях, где воды морей и рек объявляются неотъемлемой собственностью данных государств;

– конституционно признать принадлежность вод рек Дуная, Днестра, Южного Буга, Днепра и Дона и их притоков Черному морю;

– учредить новую межгосударственную структуру - "Банк Черного моря", представляющую интересы Черного моря в человеческом обществе;

– издать ряд соответствующих законов, защищающих интересы Банка Черного моря на территории государств-учредителей;

– передать в распоряжение Банка Черного моря все реки бассейна Черного моря с береговыми водоохранными зонами шириной от 200 метров до 5 километров, включая лесные массивы;

– утвердить Положение о Банке Черного моря и его Устав;

– признать Банк Черного моря равноправным субъектом в межгосударственных отношениях;

– учредить межгосударственный страховой фонд "Черное море", куда будут собираться налоги с Банка Черное море и добровольные вклады;

– утвердить Положение о страховом фонде "Черное море".

После принятия государствами - учредителями соответствующих законов, Банк Черного моря начинает свою деятельность.

Заключение

Разработка Концепции нового подхода к обеспечению экологической безопасности европейских стран на примере экосистемы Черного моря должна:

Сменить систему мировозренческих стереотипов, приведших человечество к глобальному экологическому кризису, на новую, учитывающую интересы природных экосистем.

Ввести новые понятия, как "целостность природных объектов", "неделимость Биосферы", "эколого-экономическая единица биосферы", "рынок воды", "собственность природы", "собственность Черного моря", др.

Внедрить новые направления международной политики:

– ресурсно-экологической безопасности объектов бассейнового принципа с учетом уже существующей системы жизнеобеспечения человека;

– совместное использовании "эколого-экономических единиц биосферы".

Привлечь внимания европейского экономического сообщества к проблеме взаимоотношения человека с природой, учитывающей интересы природных экосистем.

Способствовать реализации международной политики социально - и экологически справедливого использования и сохранения Черного моря - уникального объекта природного, культурного и духовного наследия мирового значения.

Представить принципиально новые положения во взаимоотношениях человека и природы на рассмотрение межправительственных и других европейских структур.

Ввести в международную юридическую практику новых правовых понятий, в том числе, признания за объектами природы права на собственность (через межправительственную комиссию).

Способствовать созданию межправительственной организации с экономической и правовой ответственностью перед европейским содружеством для спасения Черного моря.

Создание предлагаемой структуры, не имеющей аналогов в мире, поднимет на новую высоту взаимоотношения Человека и Природы. Позволит по-новому взглянуть на принципы построения межгосударственных отношений. Появятся новые возможности для интеграции государств, что в итоге должно привести к большему взаимопониманию и терпимости между народами мира. Черное море не должно погибнуть.

Предлагается для обсуждения, дополнений, изменений формулировок, др.

В Концепции природопользования в бассейне Черного моря использована общетеоретическая разработка Международного Социально-экологического союза, пригодная для любого водного бассейна (автор разработки Ю. Камалов, г. Нукус, Узбекистан).

По предложению Одесского отделения СоЭС в резолюцию по сохранению биологического разнообразия планеты, принятую участниками семинара "Экологическая общественность Южного региона Украины – навстречу Конференции министров, Киев-2003" (Одесса 22 сентября 2002г.), был внесен пункт, относящийся к проблемам Черного моря:

"Считаем приоритетным дальнейшее развитие трансграничного сотрудничества и формирование новых международных соглашений по вопросам управления единых природных комплексов, трансграничных бассейнов рек и морей, включая механизмы взаимной ответственности за причиняемый ущерб.

Считаем необходимым рассмотрение министрами окружающей среды региона ЕЭК ООН проблемы рационального использования и сохранения Черного моря как проблемы общеевропейского масштаба, основываясь на принципах бассейнового подхода. Предлагаем всем странам Черноморского бассейна активно включиться в решение этих проблем и добиться к 2015 году снижения уровня эвтрофикации Черного моря".

Идея привлечения внимания европейских Министров охраны окружающей среды, а вместе с этим и правительств государств Европы, с территорий которых происходит значительное загрязнение экосистемы Черного моря (на 80 процентов только по нефти и нефтепродуктам), к критическому состоянию моря и к непосильной задаче по реабилитации и защите его силами шести причерноморских государств, как это продекларировано в Стратегическом плане реабилитации и защиты и Черного моря (Стамбул, 1996г.), основная задача предлагаемой публикации.

Литература

1. Камалов Ю. С., Необходим закон об Арале. Советская Каракалпакия, N52, 1990 г.

2. Kamalllov Yu. S. Interregional, аpproacch to Aral Sea. Soviet Envinromental Watch, Monterey Institute of International Studies, Winter 1991, USA.

3. Разработки Концепции для Аральского моря. Вычислительный Центр Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан, 1993.

4. Strategic Action Plan for the Rehabilitation and Prefection of the Black Sea, Istanbul, Turkey, 1996.

5. Neal Ascherson, Black Sea. The Birthplace of Civilisation and Barbarism, London, 1996.

6. Black Sea Transboundary Diagnostic Analysis, GEF, Black Sea Environmental Program, 1997.

7. Biological Diversity in the Black Sea. A study of change and decline, BSE Series vol. 3, 1997.

 
ГостьДата: Вторник, 19.01.2010, 20:46 | Сообщение # 2
Группа: Гости





Это найдет поддержку широких слоев общественности только при условии если приоритетной задачей будет постоянное снижение нагрузки на бассейн Черного моря. Но этакой приоритет вряд ли устроит госсударства участники.
 
ГостьДата: Воскресенье, 31.01.2010, 13:46 | Сообщение # 3
Группа: Гости





Кому Черное, а по мне лучше Русское Море
 
Экологический форум - экология » Экологический форум » форум экология » Черное море – равноправный партнер
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright ecology-portal.ru © 2024 Хостинг от uCoz