Экологический портал

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 25.04.2024, 04:55
Приветствую Вас Гость
Меню
Категории раздела
Мои статьи [156]
экологические словари [47]
экологические термины [111]
Основы общей экологии [361]
законы экологии [12]
ученые экологи [54]
экологические проблемы [145]
Учение о биосфере [31]
Экология человека [129]
Прикладная экология [94]
Экологическая защита и охрана окружающей среды [223]
экологическое право [23]
Экология и общество [64]
медицинская экология [30]
растения [19]
животные [33]
биология [70]
карты [23]
Статьи разной тематики [100]
Статьи не относящиеся к экологии
реймерс словарь терминов. природопользование [1]
Вакансии на сайте
    Сайту ecology-portal.ru требуются модераторы.
    icq: 490450375


    хорошая оплата
Главная » Статьи » Основы общей экологии

загрузка...

модели в экологии
Если по уже изложенным причинам экология должна изучать уровень экосистемы, то какими же методами следует воспользоваться, чтобы постичь эту многообразную и сложную форму организации? Мы начнем изучение с описания упрощенных версий, охватывающих только самые важные, основные свойства и функции. Так как в науке упрощенные версии реального мира называют моделями, надо определить здесь это понятие.
Модель (по определению) — это абстрактное описание того или иного явления реального мира, позволяющее делать предсказания относительно этого явления. В своей простейшей форме модель может быть словесной или графической (неформализованной). Однако если мы хотим получить достаточно надежные количественные прогнозы, то модель должна быть статистической и строго математической (формализованной). Например, математическое выражение, описывающее изменения численности популяции насекомых и позволяющее предсказывать эту численность в любой момент времени, следует считать моделью, полезной с биологической точки зрения. А если рассматриваемую популяцию составляет вид-вредитель, то эта модель приобретает еще и экономическое значение.
Модели, созданные на ЭВМ, позволяют получать на выходе искомые характеристики при изменении параметров модели, до-бавлении новых или исключении старых. Иными словами, возможна «настройка» математической модели с помощью ЭВМ? позволяющая усовершенствовать ее, приблизив к реальному явлению. Наконец, модели очень полезны как средство интеграции всего того, что известно о моделируемой ситуации и, следовательно, для определения аспектов, нуждающихся в новых или уточненных исходных данных или же в новых теоретических подходах. Если модель не работает, т. е. плохо соответствует реальности, необходимые изменения или улучшения могут быть подсказаны ЭВМ. Если же оказывается, что модель точно имитирует действительность, то вы получаете неограниченные возможности для экспериментирования: в нее можно вводить новые факторы или возмущения, с тем чтобы выяснить их влияние на систему. Даже в случае не совсем точного соответствия модели реальному миру, что часто бывает на ранних стадиях ее разра-ботки, модель все же остается крайне полезной для обучения и проведения исследовательских работ, поскольку она выделяет ключевые компоненты и взаимодействия, заслуживающие особого внимания.
Вопреки мнению многочисленных скептиков, с сомнением от-носящихся к моделированию сложной природы, можно утверждать, что информация даже об относительно небольшом числе непеременных служит достаточной основой для построения эффектив-ных моделей, поскольку каждое явление в значительной степени управляется или контролируется ключевыми, эмерджентными или интегративными, факторами, о которых говорилось в разд. 2 и 3. Уатт (Watt, 1963), например., утверждает, что «для построения удовлетворительных математических моделей не нужно необъят-ного количества информации об огромном множестве переменг ?ных». Математические аспекты моделирования рассматриваются

1*ПЕГ1;2. Блоковая схема, на которой показаны четыре основных компонента, жоторые должны учитываться при моделировании экологических систем. Е — движущая сила; Р — свойства; F — потоки; / — взаимодействие.
J8 специальных учебниках, здесь же мы коснемся лишь самых «азов» этой дисциплины.
Моделирование обычно начинают с построения схемы, или гра-фической модели, часто представляющей собой блок-схему (рис. 1.2). На рис. 1.2 буквами Pi и Рч обозначены два свойства, которые при взаимодействии (/) дают некое третье свойство Ръ (или влияют на нею), когда система получает энергию от источника Е. Обозначены также 5 направлений потоков вещества и энергии (F), из которых F\ — вход, a FQ — выход для системы как целого. Таким образом, в работающей модели экологической ситуации имеется как минимум четыре ингредиента или компонента, а именно: 1) источник энергии или другая внешняя движущая сила; 2) свойства, которые системоаналитики называют переменными состояний] 3) направления потоков, связывающих свойства между собой и с действующими силами через потоки энергии и вещества; п 4) взаимодействия или функции взаимодействий там, где взаимодействуют между собой силы и свойства, изменяя, усиливая или контролируя перемещения веществ и энергии или создавая эмерджентные свойства.
Блок-схема на рис. 1.2 может служить моделью образования смога в воздухе над Лос-Анджелесом. В этом случае Pi изобра-
 
Введение: предмет экологии
 
21
 
жает углеводороды, a ft — окислы азота, два типа химических соединений, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. Под действием движущей силы — энергии солнечного света Е — они реагируют между собой и дают смог Рз. В этом случае взаимодействие / оказывает синергический, усиливающий эффект, так как Ръ более опасен для здоровья людей, чем Pi или Рг, действующие порознь.
Но рис. 1.2 может представлять и лугопастбищную экосистему, в которой Р\ — зеленые растения, превращающие солнечную энергию Е в пищу. В этом случае Ръ обозначает растительнояд¬ное животное, поедающее растения, а Рз — всеядное животное, которое может питаться либо растительноядными, либо растения¬ми. Тогда взаимодействие / может представлять несколько воз¬можностей. Это может быть «случайный» переключатель, если наблюдения в реальном мире показали, что всеядное животное Ръ питается Р\ и Рч без разбора в зависимости от их доступности. Или же / может иметь постоянное процентное значение, если обнаружено, что рацион Ръ состоит, скажем, на 80% из расти¬тельной и на 20% из животной пищи независимо от того, каковы запасы Р\ и Рг. Либо / может быть «сезонным» переключателем в том случае, если Ръ питается растениями в один сезон года и животными — в другой. Наконец / может быть пороговым пере¬ключателем, если Ръ сильно предпочитает животную пищу и пе¬реключается на растения только тогда, когда уровень Рг падает ниже определенного порога.
На рис. 1.3 показана упрощенная схема системы с сильной обратной связью (или петлей управления), в которой выход ком-понента, находящегося «ниже», или же часть этого выхода на-правляется обратно и влияет на «верхние» компоненты, управляет ими. Например, обратную связь может оказывать «нижний» хищный организм С, уменьшающий численность «верхних» растительноядных животных или растений (В и А) в пищевой цепи. Эта же схема может изображать идеальную экономическую си-стему, в которой ресурсы (А) превращаются в полезные товары и услуги (В), причем образуются также отходы (С), которые после переработки снова пускаются в производство (Л-^5), что уменьшает итоговое количество отходов. Как правило, природные экосистемы чаще имеют кольцевую или петлеобразную, а не линейную структуре (Обратная связь и некоторые вопросы кибер-нетики— науки об управлении — обсуждаются в гл. 2.)
Общая модель системы с внутренней петлей обратной связи показана на рис. 1.4. Два типа входных сигналов, внешний (Z) и внутренний (ZX), действуют на рассматриваемую единицу, под-держивая ее состояние или через какое-то время переводя ее в новое состояние и производя новые сигналы на выходе. Теоретически эта внутренняя петля имеет тенденцию поддерживать организованное состояние, несмотря на нарушающие внешние воздействия.
Характеристика хорошей модели должна включать три ком-понента: 1) анализируемое пространство (границы системы), 2) субсистемы (компоненты), считающиеся важными для общего функционирования, и 3) рассматриваемый временной интервал. После того как мы правильно определили экосистему, экологиче-скую ситуацию или проблему и установили ее границы, мы вы-двигаем доступную для проверки гипотезу или серию гипотез.
 
Виедение: предмет экологии    23
которую можно принять или отвергнуть хотя бы предварительно, ожидая результатов дальнейших экспериментов или анализа. Более подробные сведения об экологическом моделировании можно найти в работах Холла и Дэя (Hall, Day, 1979), а также Медоуза (Meadows, 1982).
В последующих главах разделы, озаглавленные «Определения», являются, в сущности, «словесными моделями» рассматриваемых экологических принципов. Во многих случаях даются также графические модели, а в некоторых случаях включены и упрощенные математические выражения. Эта книга нацелена прежде всего на то, чтобы сформулировать принципы, объяснить упрощения и абстракции, к которым приходится сводить явления реального мира, чтобы научиться понимать ситуации и проблемы д справляться с ними   или  строить их математические модели.
 

Категория: Основы общей экологии |Добавил: Aleksei (25.10.2009)
Просмотров: 1397 | Комментарии: 1 | Рейтинг реферата / статьи модели в экологии: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Мира  
0
Хороший форум, много интересных материалов. Но... почему такой не грамотный в отношении русского языка? Мне кажется грамотность - это ментальная экология. Возможно я не права. Но это мое личное восприятие.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Всего ответов: 4344
Читайте также:
загрузка...

Загрязнение среды Физиологические адаптации растений к свету, приспособление фотосинтеза ламарк жан батист Классификация основных форм деятельности Экологическое право захоронение отходов Безотходные и малоотходные производства Лос-анджелесский смог урбанизация в мире - увеличение городского населения (данные оон) Круговороты веществ

Copyright ecology-portal.ru © 2024 Хостинг от uCoz